В последнее время разгорелись страсти вокруг образовательного стандарта по предмету литература. Из списка базовых авторов исчезли Н. Лесков, А. Куприн, А. Толстой, но прибавились В. Пелевин и Л. Улицкая. Появилось недовольство среди большинства школьных учителей и родителей в связи с изменениями.
При изучении литературы цель заключается не в том, чтобы прочитать определенный набор книг. И целый жизни не хватит, чтобы прочитать всего, что действительно заслуживает внимания. Смысл в другом: необходимо пробудить в школьнике интерес к чтению, изучению своей культуры и истории. Ему нужно научиться сопереживать давно ушедшим героям и эпохам, иногда даже вымышленным. Когда человек научится сопоставлять свою жизнь с дыханием Вселенной, которое отображено в мировой литературе, тогда он постигнет и человечность, и красоту. В этом ребенку может помочь репетитор по литературе. Ведь не всегда у преподавателя достаточно времени донести весь смысл до ученика во время урока, а после урока индивидуальные занятия не предусмотрены программой и вовсе.
Изучение литературы можно приравнять к изучению жизни, поэтому тут стандартам места нет. Оно либо будет индивидуальным и свободным, либо его не будет вообще. Главное, чтобы произведение заставило его думать. Поэтому в этом процессе должен быть выбор для чтения и обсуждения. Главное не количество прочитанных книг, а качество. Важно понять и прочувствовать. Если преподавателю литературы нравится какое-то произведение, и он понимает, как заинтересовать им учеников, то пусть вносит его в программу. Было бы уместно предварительно обсудить этот перечень с родителями.