В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась Экспозиция " Кресты Рогожской Слободы. Каменная резьба XVI в. Итоги реставрации ", посвященная уникальным памятникам декоративно-прикладного искусства, редко демонстрируемым широкой публике, - особому типу надгробий из белого камня периода столичной Руси.
Как поведали в музее, выставочный проект стал результатом обоюдной работы реставраторов, искусствоведов, исследователей эпиграфики и иных специалистов, а так же среди них работников Государственного научно-исследовательского института реставрации. Из-за их усилиям получилось восстановить артефакты и дополнить историю развития этого типа памятников.
Экспозиция включает белокаменные Кресты из музейного собрания, которые относятся ко второй половине XVI столетия - малоизученному периоду бытования подобных произведений. Они были найдены в 1987 году в церкви преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе, которая в тот момент была филиалом музея.
в 2021-2024 годах предметы прошли комплексную реставрацию. Из-за представленным фотографиям и документам посетители экспозиции смогут проследить все этапы реставрационных процессов и познакомиться с результатами детальных исторических, палеографических и технико-технологических исследований.
Два экспоната дошли до настоящего времени в форме разрозненных фрагментов. В итоге реставрационных работ Они были воссоединены и теперь в первый раз представлены в целостном состоянии. Помимо этого, специалистам получилось раскрыть естественный цвет камня и оригинальную поверхность произведений, что позволило увидеть разнообразие форм и особенностей резного декора памятников древнерусской религиозной культуры, а также прочитать фразы на них.
По данным куратора, расшифровка надписей помогла датировать белокаменные Кресты с большой точностью - транскрипция резных надписей позволила отнести их к XVI веку, а также выяснить их место в развитии московских поминальных памятников. Кресты из музейного собрания являются связующим звеном между более ранними московскими крестами первой половины XVI столетия, которые украшались геометрическим орнаментом и ставились в виде надгробных памятников, и более поздними крестами XVII столетия, которые надгробиями не являлись и имели другой декор в форме Голгофского Креста и фразы на обороте.
Экспозиция дополнена цифровыми трехмерными моделями экспонатов, созданными Лабораторией RSSDA, специализирующейся на внедрении новых информационных технологий в исторические исследования, во время совместного проекта с Университетом Дмитрия Пожарского.