Столичный театр « Геликон-Опера» вышел из вынужденного простоя довольно ловко И продуктивно. Худрук театра Дмитрий Бертман Говорит, что весной И летом пустой театр выглядел, как затонувший Титаник. Во время самоизоляции решали, как приспосабливаться к изменившемуся положению дел: хор нельзя, многочисленные сцены нельзя, ничего нельзя.
Тогда И была рождена Идея поставить « Каменного гостя» Даргомыжского, ведь Эта Опера далеко не самая густонаселённая. Репетировали сообразно предлагаемым обстоятельствам: начинали в Зуме, продолжили в автомобилях (у части певцов слишком чувствительные соседи по дому). И вот премьера. И шесть премьерных показов подряд. Информирует Мария Трофимова.
Перед началом спектакля дирижер Михаил Егиазарьян еще раз проходит с каждым солистом по партитуре.
« Композитор, мне кажется, мыслил строфами, то есть он писал как будто бы на поэтические пушкинские строфы, немножко отдаляясь от музыкальных каких-то способов организации материала», - сказал дирижёр-постановщик Михаил Егиазарьян.
Задача для солистов - заставить трудиться голос в несколько ином режиме. Переключиться с академического вокала на драматический речитатив. Виталий Серебряков органично вписался в образ пушкинского Дон Жуана.
« Эта партия Дон Жуана даже в чем-то Во многом сложнее, чем более певческие роли», - поведал вокалист театра « Геликон-Опера» Виталий Серебряков.
Женские силуэты, помещенные в стеклянные колбы, символизируют сворованные души, которые коллекционирует Дон Жуан. Сценографию создала дизайнер Алла Шумейко - Это ее дебют. Она за пару месяцев освоила театральное пространство. Говорит, хотела продемонстрировать И готический стиль, И изобразить лабиринт человеческих жизней, по которому блуждают герои.
« Идея вот этого готического собора полосатого, который сразу же у меня предстал, вспоминая мавританскую архитектуру, вспоминала я собор в Сиене, бело-черные полосы, которые необычайно точно определяют все течение нашей жизни», - поведала Шумейко.
« Каменный гость» - последнее произведение Даргомыжского, которое он не успел закончить. После гибели композитора, Цезарь Кюи дописывал текст клавира, а Римский-Корсаков создавал оркестровку оперы. Сам создатель собственный замысел рассматривал, как творческую разведку И заявлял друзьям: « Забавляюсь над « Дон-Жуаном» Пушкина. Пробую дело небывалое: пишу музыку на сцены « Каменного гостя».
Даргомыжский не переписывал Пушкина, наоборот, на базе его текстов, он создал свою партитуру. Опера получилась камерная. В ней нет ни дуэтов, ни арий, ни эффектных финалов.
« Там нет подобных сложнейших партий, как в операх Верди, как в операх Чайковского. Это Пушкин. И Там, в этой опере, Даргомыжский полностью подчинился Пушкину. Даргомыжский как будто бы сделал такой драматический спектакль с этой мелодекломацией. Это на практике драматический спектакль», - закончил Бертман.
После вынужденного полугодового молчания « Геликон-Опера» открыла 31-й сезон « Каменным гостем». История, поставленная Бертманом в духе готического детектива, а финал режиссер принял решение реалистично.
Мария Трофимова
Источник: tvkultura.ru