В Царском Селе воссоздают личные покои Екатерины Второй. Осенью прошедшего года музей объявил состязание на выполнение работ по восстановлению утраченного убранства пяти из восьми комнат в Зубовском флигеле. Полностью закончить проект предполагают через 3 года. О препятствиях реставрации - Юлия Зоринова.
Безликие интерьеры, груды кирпичей И строительного мусора. Вот, Во что превратились некогда сверкающие красотой личные покои Екатерины Великой. Вторая мировая, казалось, не бросила шансов увидеть, какими они когда-То были.
« Во время войны после бомбежек здание стояло без кровли. Соответственно было физическое выветривание кирпича. Собственно, долгое время Он просто промокал, замерзал», - сказал начальник проекта реставрации Царскосельской янтарной мастерской Илья Антоненко.
Восемь интерьеров - Восемь произведений архитектурного искусства. Сегодня они в руках реставраторов. Этот небольшой по площади флигель императрица создавала для себя.
« Эти комнаты в Зубовском флигеле - Это отражение ее персоны, отражение ее идентификационных данных, ее вкусов, ее пристрастий», - поделилась директор Государственного музея-заповедника « Царское село» Ольга Таратынова.
Архитекторов императрица выбирала сама. Камерон, Кваренги - над интерьерами работали лучшие мастера того времени. Синее И молочное аметистовое стекло, серебро, зеркала, камины заместо громоздких печей, белоснежная лепка заместо золоченой резьбы.
« Античность И, так называемая, « китайщина» - Это, То есть, два подобных больших направления, которые определяют стилистику этих залов. Это И вкус Камерона самого, Это И вкус, без сомнения, Екатерины Второй», - уточнила главный архитектор Государственного музея-заповедника « Царское село» Мария Рядова.
в Синем кабинете - табакерке - императрица отдыхала, в сверкающем Зеркальном - работала, в Серебряном - проводила встречи. Сегодня, когда от былого величия остались лишь стены, мастера в итоге находят плюсы. Сохранились габариты помещений, редкие акварели, автохромы И даже деревянные детали пола. Уже что-То.
Это исторический паркет Зеркального кабинета. Он чудом сохранился при пожаре. Сегодня мастера укрепляют основу И восстанавливают утраченные элементы. Задача почти невыполнимая. К примеру, Это розовое дерево, которое Сегодня запрещено к вырубке.
А Вот исторические стены Сегодня рассыпаются от одного только прикосновения. Чтобы их укрепить, Реставраторы заполняют трещины особым составом. Ошибка на этом этапе недопустима.
« Самое важное - Это основа. Если основа плохая, Если сыпется кирпич, Если сыпется штукатурка, То И весь Этот многочисленный, многосложный декор, Он будет страдать», - объяснил директор Царскосельской янтарной мастерской Борис Игдалов.
Работы по усилению конструкций Уже подходят к концу, на Это ушло полгода. Впереди - сложнейший этап отделки. И проблема не в мастерах, А в материалах. Реставраторы тратят месяцы на поиск подходящего фарфора, металла, дерева И кости.
« Высочайшие технологии, уникальные приемы отделки интерьеров, отчего мы в настоящее время столкнулись с такими трудностями, Уже подобных мастеров нет. Будем учиться, наверное, на этих интерьерах», - добавила Таратынова.
Сыграла свою роль И пандемия - проблемы с доставкой материалов. В итоге пострадал И бюджет. Но в музее заявляют, все Это мелочи. Еще 5 лет назад там даже не надеялись стать свидетелями этой грандиозной реставрации.
Юлия Зоринова
Источник: tvkultura.ru