Найти фильм:
Фильмы > Рецензии на кино и фильмы
Рецензия к фильму
Вверх


Необратимость
'Вверх' начинается с лирического и почти безмолвного пролога: за считанные минуты на экране развивается душераздирающая хронология Карла Фредриксена, который вопреки возвышенным мечтаниям о поисках собственного Эльдорадо, провёл всю свою сознательную молодость на скучной работе. И вот, некогда любознательный мальчонка дошёл до кондиции 78-летнего сварливого ворчуна. Сидит на кресле-качалке, с грустью в глазах перелистывает блокнотик, где перечислен длиннющий список нереализованных планов, безуспешно борется с радикулитом, иногда вздымает морщинистые руки к небесам и, жалуясь на беспросветность, обращается к имени покойной жены. В общем, спокойно доживает свой век, будучи уже одной ногой в престарелом доме. К счастью, окончательный удар по трагической фигуре одинокого пенсионера нанесёт не костлявая с косой, а обычные строители, окружившие его жилище точечной застройкой. Впрочем, как оказалось даже такие проблемы вполне решаемы: в один прекрасный день в дверь лачужки Карла Фредриксена постучится круглолицый азиат-тимуровец и чуть позже, не успев толком опомниться, отправится со стариком в незапланированное путешествие на летящем доме, который парит по небу, благодаря воздушным шарикам, предусмотрительно выпущенным в дымоход. Да уж, Клинту Иствуду такое и не снилось.

Вот теперь, кстати, стали очевидными причины, по которым прошедший кинофестиваль в Каннах впервые в своей истории открылся мультипликацией. Весьма логично, что перед погружением в конкурсную программу, где примерно каждая вторая картина омрачена признаками стабильного человеконенавистничества, публика возжелала подбодриться сеансом массовой психотерапии. 'Вверх' только с первого взгляда - очередное новорожденное пиксаровское дитё, способное похвастаться лишь знанием техники ловкого жонглирования двадцатью тысячами воздушных шариков. На деле - это практически гипноз, коим авторы содействуют зрителю в эффектах жизнеутверждающего толка. Да и послевкусие от мультфильма остается такое, что волей-неволей осознаешь, кто же всё-таки уберег чувствительную прессу от надлежащих обмороков во время показов 'Антихриста' Ларса фон Триера.

'Вверх' блестяще отработан по принципу 'и взрослые целы, и дети сыты'. Пиксаровские кудесники как никто иной смыслят в универсальности подобных развлечений. Целевой аудитории угождают в каждом кадре: здесь и говорящие дурными голосами собачки, и трогательные цветастые птички размером со слона. Вдобавок, актуальное 3D и прочие эффектные визуальные решения, отлично сочетающиеся с фирменными пиксаровскими шуточками. Взрослым в какой-то степени везёт ещё больше: для родителей выстроили вроде бы незатейливый мультфильм, однако выполненный по законам действительно большого анимационного кино. В содержании, которое в кратком пересказе кажется не столь приключенческой сказкой, сколь воспаленным воображением больного рассудка, скрываются на удивление многослойные образы, причудливые сюрреалистические конструкции и трогательные отсылки к классической литературе. Временами может показаться, что 'Вверх' - это просто-напросто современный парафраз 'Волшебника страны Оз', между тем, в Каннах и вовсе заметили сходство с 'Фицкарральдо'. В любом случае самодостаточность этого по-своему гениального мультфильма заключается отнюдь не в аллюзиях, которые будут отмечать лишь киноманы.

Прелесть данной работы в созерцательной мудрости, аккуратно вплетенной в типичную развлекаловку. Дети, улюлюкающие над каждым эпизодом этого анимационного творения, подрастут и обязательно поймут, отчего у многих взрослых во время просмотра наворачивались слезы. 'Вверх', будучи разноцветным, смешным и веселым, сказкой лишь прикидывается. К слову, Ларс фон Триер, упоминавшийся выше, любит называть подобные действа 'наглядными примерами'. Всё так и есть: мечты, к которым пытаешься идти навстречу зачастую сворачивают с намеченной траектории; кумиры практически всегда оказываются инфернальными гадами; а старость - это и впрямь беседы с собственным радикулитом и блокнотики, где каллиграфическим почерком описаны нереализованные планы. Трагедия лишь в том, что в жизненном финале нет вот таких воздушных шариков, которые унесут тебя в Южную Америку. Говоря на языке образов, вверх подчас идут по лестнице, ведущей вниз.
> <
Комментарии к фильму Добавить комментарий
Ваше имя
Ваш комментарий
Поле обязательно для заполнения
Скрыть
Yuri E.
29.05.2009
Мульт получился добрый, мудрый, смешной, философский и по хорошему не голливудский. Будит чувства добрые, светлые, зовёт к прекрасному, к дальним странам, путешествиям, приключениям. Учит много чему. Но непременно хорошему. Яркие характеры, колоритные персонажи. Картинка очень красивая. Так и подмывает рассказать о самых сочных моментах. Но буду крепиться. Тем более этих моментов не перечесть. Начало мультфильма чем то напомнило 'Валли'. Можно сказать недетскостью. Я даже забеспокоился не заскучали бы детишки. Но, нет обошлось. А потом пошло так, что скучать не приходилось. Сценарист (Боб Питерсон) - мое почтение. Как в хорошей классической пьесе у него все ружья выстрелили. И даже ... (барабанная дробь)... белки! Не буду рассказывать как. История у него получилась захватывающая и глубокая. Интересная и взрослым и детям. А какие сочные, запоминающиеся персонажи. Уж казалось бы что можно ещё придумать. Но ведь придумывают. Один пёс чего стоит. Более умильной рожи давненько не доводилось видеть. Эх! Порадовал голос Джегарханяна. В последнее время он почти не снимается (не смотря на злую эпиграмму Гафта: 'Гораздо меньше на земле армян, чем фильмов где играл Джегарханян '), а актёр то он замечательный, старой школы. Резюмируя: Режиссёры (Пит Доктер, Боб Питерсон) создали шедевр. Идти обязательно.
Copyright © RIN 2004-.