26 сентября в Центральном Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась Экспозиция " Русский антиминс. Гравюра на ткани XVII-XIX веков ". Проект посвящен уникальным памятникам -печатным антиминсам, гравированным платам для совершения литургии, которые экстремально редко стают объектами экспонирования Благодаря своей хрупкости.
начальник институции Михаил Миндлин уточнил, что в Музее имени Андрея Рублева в первый раз проходит Экспозиция, посвященная антиминсам. Согласно его заявлению, гравюры на ткани - наиболее уязвимый материал, требующий определенных условий температурно-влажностного режима и освещения. По этой причине поданные на экспозиции предметы часто доступны только специалистам.
Уже в первые века христианства для богослужений вне храма использовали особый переносной столик, а затем - кусок ткани со вшитыми в него частицами мощей, служивший престолом. В будущем этот прямоугольный плат, получивший название антиминс, стал обязательным для совершения литургии. На Руси антиминсы известны с XII века.
Экспозиция отражает, как стилистика этих необычных произведений искусства трансформировалась в зависимости от эстетических направлений и предпочтений общества до середины XIX века, когда для производства антиминсов начинают использоваться свежие полиграфические технологии, пришедшие на замену гравюре.
Так, посетители экспозиции смогут познакомиться с ранними образцами антиминсов с изображением Креста, изготовленными рукописным методом, а также гравированными антиминсами XVII-XIX веков. Среди демонстрируемых на экспозиции произведений также можно увидеть редкие памятники иконописи, гравюры и литографии с видами монастырей и портретами церковных иерархов из собраний Музея имени Андрея Рублева и Музея христианского искусства " Церковно-археологический кабинет ".
на церемонии открытия экспозиции присутствовал Епископ Истринский Серафим, Викарий Патриарха Московского и всея Руси. Он сделал акцент, что антиминсы являются не только важнейшими сакральными предметами, но и историческими документами, а также что Экспозиция является значительным шагом на пути к научному исследованию антиминсов.
История печатных антиминсов связана с реформами Патриарха Никона. Сразу после Московского собора 1655 года последовал указ Патриарха о подготовке первого гравированного антиминса. В виде изображения ему была выбрана композиция " Оплакивание Христа ". В XVIII веке над созданием антиминсов работали выдающиеся мастера, а Так же Среди них знаменитые граверы петровской эпохи братья Иван и Алексей Зубовы, с именами которых связано окончательное утверждение антиминсов Нового времени.
из-за временной экспозиции у широкого круга зрителей есть редкая возможность познакомиться с этими особенными памятниками церковного искусства, которые Поле завершения экспозиции будут возвращены в хранение на долгое время.