Памятники древнерусской живописи XVIII и XIX столетий в фонд федерального Музея Вологодчины поступили в 30-50-е годы прошлого века, но возможность Их отреставрировать возникла только сегодня.
" в реставрационной мастерской темперной живописи в настоящее время работают над Реставрацией Иконы " Покров Богоматери ", поступившей в музей в 1924-1929 годы из церкви Благовещения Ферапонтова монастыря, и консервацией памятника " Рождество Иоанна Предтечи " из той же обители, - информирует гендиректор Кирилло-Белозерского Музея-заповедника Михаил Шаромазов.- Ансамбль Ферапонтова монастыря входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это один из крупных культурных, просветительских центров Руси и знаменитых заволжских монастырей, чьи старцы оказывали основополагающее влияние на политику столицы России. Имеет единственный в РФ полностью сохранившийся комплекс монастырских зданий дониконовского времени, на его территории размещается наиболее древний каменный храм Севера Руси - собор Рождества Богородицы (1490 г.). Ферапонтов монастырь - единственный, где сохранилась полностью в достойном состоянии вся внутренняя роспись Дионисия, датируемая 1502 годом. Без сомнения, в данной обители находилось множество икон, дошедших до нашего времени в разном состоянии и переданных в фонд Кирилло-Белозерского Музея-заповедника, который является головным Для Музея фресок Дионисия, разместившегося в архитектурном комплексе Ферапонтова монастыря ".
Реставрацией уникальных экспонатов занимается заведующий отделом реставрации живописи Николай Петухов. В его задачи входит укрепление паволоки, левкаса и красочного слоя икон, удаление загрязнений с основы памятника, заполнение трещин и утрат основы древесно-клеевой массой, выполнение пробного раскрытия, тонирование утрат красочного слоя и реставрационных вставок левкаса.
" Рождество Иоанна Предтечи " - Икона, созданная в начале XIX века. В высоту памятник достигает 120 сантиметров, в ширину - 48, 5." Большие Иконы, как правило, писались на материалах хвойных пород, - рассказывает музейный реставратор.- Использовали елку или сосну, реже - кедр (он весьма дорогой), маленькие иконки выполняли из лиственных пород. Например, полотно " Покрова Богородицы " создано из липы. В Успенском соборе ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря можно увидеть Иконы, написанные на кипарисе. Естественно, К каждому материалу при реставрации нужен необходимый подход ".
Чтобы сохранить икону " Рождество Иоанна Предтечи " в том виде, в котором она дошла до нас, реставратору надобно произвести консервационные действия - укрепить левкас и красочный слой, сплотить и укрепить щит основы, удалить рабочие заклейки и поверхностные загрязнения с живописи и основы памятника. Эта Икона служила прихожанам на протяжении 2-х столетий, Естественно, она претерпела определенные уничтожения. Для подобных памятников реставраторы Кирилло-Белозерского Музея-заповедника выступают " скорой помощью ", помогая иконам " поправиться " и больше не болеть.
Икона " Покров Богоматери " XVIII века на практике отреставрирована. После удаления потемневшего слоя оливы живопись заиграла яркими красками.
" Осталось выровнять утраты красочного слоя, потом отшлифовать Согласно с поверхностью, а затем уже затонировать в цвет окружающей живописи ", - комментирует Николай Петухов. Работа сложная и кропотливая, которая не терпит ошибок. В руках реставратора - культурное наследие страны, и сохранить его особо значимая и ответственная задача.
на счету у Н. Петухова десятки отреставрированных и законсервированных экспонатов. Некоторое время назад специалист работал на консервации памятников Успенского иконостаса (XVв). Этот иконостас Михаил Шаромазов называет произведениями искусства, равных которым не бывает в мире.
" в процессе реставрации памятников из иконостаса Успенского собора установилось, что Их писали мастера трех школ - столичной, Новгородской и Ростовской. Их деятельность положила начало общерусской иконописной традиции, а Иконы Их авторства стоят у истоков русской живописи XVI века, которую современные иконописцы признают эталонной ", - говорит начальник Кирилло-Белозерского Музея-заповедника.
Иконы из Успенского иконостаса в настоящее время представлены в экспозиции Архимандричьих келий. Отреставрированные Иконы " Покров Богордицы " и " Рождество Иоанна Предтечи " затем также будут представлены широкому зрителю. Для них уже подготовлено особое место - в открытом фондохранилище Вологодской башни.