Является ли реклама искусством? На поставленный вопрос отвечает экспозиция британского постера рубежа XIX-XX веков. В Пушкинском музее представлены рекламные эстампы художников, которые составили Лондону славу мировой столицы дизайна. Анна Аппалонова осмотрела выставку.
Конец XIX века. Соединенное королевство живет устоями Викторианской эпохи и презирает рекламу как явление маргинальное. На тот момент Европа уже переживает рекламный бунт, Так что аглийские художники, в большинстве своем ремесленники- самоучки, начинают осваивать коммерческий плакат. Все предпосылки к этому в Англии уже были.
« Воздушные шары, огромные растяжки и под мостами, летучие листки - то, что в настоящее время называется флаерами. Те находки, которыми пользовались и в евросоюзе, на континенте, на практике Все были изобретены в Британии. А однако именно художники не допускались, не подпускались к рекламе», - сказала куратор экспозиции Ирина Никифорова.
От них ждали чего-то нравственного, большого. Чопорные англичане не считали плакат искусством, художникам приходилось доказывать, что и в области рекламы можно сделать шедевр. На рубеже XX века среди закрытых британских клубов, которые считались социальным убежищем джентельменов, появился лондонский скетч-клуб, соединивший рисовальщиков и карикатуристов. Свои ежегодные экспозиции они превращали в шоу, билетов было не достать. Так рекламный плакат постепенно начал входить в моду. А к новому столетию начала формироваться среда британского графического дизайна.
в 10-х годах в лондонской подземке появились плакаты с новым шрифтом. Его разработали Как раз для метро. Он был простой, нетрудно узнаваемый, и что весьма важно, подходил к любо картинке, будь то реклама Ричмондского парка, где любила охотиться королевская семья, или реклама рождественской экспозиции.
Цель у этих постеров была одна: всеми путями и способами разрекламировать именно метро. Оно довезет в любую точку города: и в парк, и на Экспозицию, и на смотр достижений садоводов-любителей. Британская реклама изящна, интеллектуальна, она играет со смыслами и тонко намекает, что вы просто нуждаетесь, к примеру, в продукции организации Shell. Их плакаты горизонтальны, потому что размещались по бокам бензовозов. Прямой рекламы товара нет. Заместо бензоколонок - туристические места и пейзажи, с намеком на то, что Shell бережно относится к природе.
« Мне кажется. Что мы способны поразить каждого, потому ведь это множество интереснейших историй про британский дух, про британскую ментальность, про британцев как таковых, про Их подходы, про Их завоевания и успехи», - поведала директор ГМИИИ имени Пушкина Марина Лошак.
Вернисажи в Пушкинском музее теперь скромные, торжественных церемоний не проводят, экспозиции просто открывают, говорят про это при помощи прессы и питают надежду на то, что посетителей будет много... По сегодняшним меркам.
Анна Аппалонова
Источник: tvkultura.ru