В Тбилиси на 83-м году жизни умер кинорежиссёр Георгий Шенгелая - уполномоченный знаменитой кинематографической династии, создатель фильмов « Пиросмани», « Мелодии Верийского квартала», мастер, чей талант нашёл отклик далеко за пределами Грузии.
Революционер И интроверт — так произносили друзья о противоречивом характере Георгия Шенгелая. Сын классика советского кино, режиссера Николая Шенгелая, тоже связал свою судьбу с кинематографом. Он закончил режиссерский факультет ВГИКа, но начинал как Артист.
« Наш Двор» Резо Чхеидзе — первая роль Шенгелая, история о безвозвратно ушедшей эпохе, об общем горе, которое объединяет Не родственников, а соседей И друзей.
« Георгий начал собственный путь в кино в 1955 году, когда Он пришел учиться во ВГИК в мастерскую Довженко. Это Был светлый человек, Он Был похож на свою мать, красавицу Нато Вачнадзе. Был весьма добрым, внимательным, весьма вдумчивым еще во время учебы, И начал с сильного фильма — « Алавердоба», документального фильма, посвященного грузинской церкви. И вот начав с этой сильной ноты, Он так И продолжал свою деятельность», — поведал киновед Армен Медведев.
Георгий Шенгелая Был одним из тех, кто сформировал художественный миф о самобытныом грузинском кино: теплом, солнечном И ни на что Не похожем. Пиросмани — лучшего героя Не обнаружить: художник-самоучка с непростой судьбой. Фильм Шенгелая — ожившие картины, статичные планы. Изобразительный ряд насыщеннее, чем диалоги героев. В нем неповторимый национальный колорит: жизнь, где всегда найдется место иронии.
« Его уникальность — в интонации, в том, что Он точно чувствовал особенности грузинской культуры, к тому же Не современной, а как раз в историческом аспекте. Не интеллектуальной, а народной. Пиросмани Был народным художником, И Георгий Шенгелая тоже Был народным художником. Ну, И лёгкая ирония, которая предает обаяние Его фильмам, которые продолжают быть современными, несмотря на то, что прошло уже достаточно много времени после Его наиболее знаменитых фильмов», — уточнил киновед Кирилл Разлогов.
« Мелодии Верийского квартала» — комичная музыкальная история, которую оппоненты называли « первым И последним грузинским мюзиклом». Мелодрама о любви извозчика И прачки, роль которую сыграла жена Шенгелая Софико Чиаурели, стала киношлягером. Стиль, который назвали « изысканной невзыскательностью», больше всего напоминал об итальянском кино И жизнерадостном взгляде на мир.
« Я собственной персоной буду вспоминать Георгия по 2-х гениальным картинам – Это “ Георгоба”, на практике Его дипломная работа, И “ Пиросмани”, которая, мне кажется, шедевром была. И было бы хорошо, если бы все, кто будут жить после нас, вспоминали XX век И лишь тех, которые служили искусству, искусству своей Родины, справедливости», – поведал режиссёр Роберт Стуруа.
Фильм « Путешествие молодого композитора» получил награда за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале И Был стёрт из зрительской памяти потоком перестроечного кино. Это притча о смерти мира И культуры. Шенгелая снял картину-предупреждение, трагедию, которую принимали за водевиль.
« подобных людей больше Не станет, Его артистизм Был выше И ума, И отношения к советской власти, И вообще, так сказать, Он Был над бытом. Это Не Это означает, что Георгий Был неумен: Он Был умен И Был выдающимся режиссером», — вспоминает режиссер Александр Миндадзе.
Фильмы Шенгелая зрители сравнивали с грузинскими народными песнями, где существует И грусть, И мощь, И эмоциональность.
Источник: tvkultura.ru