« на конец XIX века Бутырская тюрьма — Это тюрьма особая. На тот момент она Уже не имела статуса губернской тюрьмы, она была Центральной пересыльной тюрьмой», — поведал зам. начальника ФКУ ЦОУВР ФСИН России Владимир Лебедев.
Редкий случай — рисунок самого Толстого на обороте корректуры. Острог, Тюремные ворота — похоже на Бутырку. Писатель провел колоссальную работу по изучению фактического материала. Сегодня весь архив хранится в стальной комнате музея Льва Толстого.
« Рукописный фонд романа " Воскресение" — 7044 листа. В печатном виде, в эталонном издании, 444 страницы занимает текст " Воскресения", — уточнила заслуженный работник культуры РФ, хранитель рукописей фонда Л. Н. Толстого « Стальная комната» Татьяна Никифорова.
Согласно записям, 1-ый визит Льва Толстого в Бутырку состоялся 22 марта 1895 года. Храм Покрова Пресвятой Богородицы — одно из самых старых сооружений Бутырского замка, он был построен в XVIII веке.
« Четыре корпуса, Как лучи, сходились к церкви И арестанты могли конкретно из камеры попадать на богослужение. И Это та самая Покровская церковь, которая была, вероятнее всего, описана в романе « Воскресение», — предполагает Владимир Лебедев.
в этом корпусе в XIX веке находились одиночные камеры. На петлях были закреплены половики, покрывавшие лестницу. В одиночном корпусе тюрьмы должна была царить тишина. Толстой детально изучил быт осужденных, распорядок дня, И даже форму одежды надзирателей.« Запертые граждане показывались Как дикие звери», — изложит на бумаге он в романе.
« А чтобы увидеть Это И понять, Это надо духовно воскреснуть. Человек увидит Это, Когда он станет другим. Также И общество, Это к обществу относится. Это потому, что оно на весьма низком духовном уровне. Ему надо воскреснуть, Как воскрес Нехлюдов. Когда он воскрес, он И увидел все Это», — говорит историк литературы Владимир Линков.
на иллюстрации Леонида Пастернака к роману « Воскресение» — общая камера на 24 человека. В такой сидела Катюша Маслова.
Экранизация Михаила Швейцера вышла на экран в 1960 году, к 50-летию со дня гибели Толстого. Тюремные сцены режиссер снимал не на натуре, в павильоне « Мосфильма». Это ясно из сценария, который хранится в архиве. Тут же альбом с фотопробами на роль Катюши Масловой.
« по этим фотопробам было видно, знает режиссер, кого он желает наблюдать на роль Или нет. Или он ищет. Это весьма видно», — вспоминает заведующая объединенного архива Мосфильма Римма Карпова.
Для многих выбор Михаила Швейцера казался парадоксальным. На роль пробовались знаменитые актрисы, Уже заслужившие уважение публики. А он передал преимущество никому не популярной студентке ВГИКа Тамаре Семиной.
Читатели журнала « Советский экран» признают Семину самой лучшей актрисой 1961 года. Сама Тамара Петровна вспоминает о съемках Как о « 2-х годах каторги И невероятного восторга».
« Мы сюда вот приехали, Коммунистический переулок. И вся группа И страна, Это 60-е годы... И проход каторжан по Коммунистическому переулку. Как Это все символично. Представляешь? Изгнанники идут!», — поделилась воспоминаниями актриса.
Ссыльных заключенных Толстой сопроводил из Бутырки до Нижегородского вокзала. Дальнейший маршрут он написал По данным, полученным от надзирателя тюрьмы. Более пяти тыс. верст по железной дороге, гужевым транспортом, пешком. В век прогресса появилось И еще одно новшество — пароходы, тянувшие баржи с арестантами по рекам.
« предположительно на такой барже обязаны были перевезти Екатерину Маслову И всех членов ее партии», — поведал зам. начальника ФКУ ЦОУВР ФСИН России Владимир Лебедев.
Эта модель Сегодня — экспонат Центральной экспозиции по истории уголовно-исполнительной системы, которая размещается в Бутырке. Тут же хранится первое журнал « Воскресения» — произведения, повлиявшего на реформирование российской тюремной системы. Уже при жизни Толстого отменили наказание плетьми, пожизненную каторгу И вечную ссылку, была введена система условно-досрочного освобождения заключенных.
Источник: tvkultura.ru