После более чем полугодовой задержки новый фильм Киры Муратовой вс?-таки вышел в российский прокат, прич?м сравнительно широко, особенно по сравнению с предшествующей работой мастера - "Чеховские мотивы". И "Настройщик" преподносится чуть ли не как первая лента Муратовой, в большей степени рассчитанная на зрителей, хотя хронометраж составляет, между прочим, два с половиной часа! Но во время просмотра это как-то не чувствуешь - соображение насч?т полезности некоторых сокращений возникает уже потом, несмотря на то, что было бы на самом деле жалко расстаться с рядом не очень-то обязательных моментов и излишних деталей, которые фактически составляют единый и неделимый "муратовский мир".
Вот и критика восприняла "Настройщика" куда более благосклонно, нежели "Чеховские мотивы", словно опять "узнав Киру Муратову в Кире Муратовой", расслышав на сей раз е? фирменную интонацию, увидев на экране то, что привычно ассоциируется с "кинематографом по Муратовой". А ведь эта картина тесно связана с предыдущей, пусть и выглядит не столь мизантропной и язвительной, вообще может показаться не трагикомедией об обманчивости человеческих отношений, шире - о подмене как принципе существования в нынешней реальности, но довольно незлобивой и даже добродушной иронической историей примерно про то, что "обмануть меня нетрудно!.. я сам обманываться рад!".
В "Настройщике" как будто тянется дальше "музыки светлая нить", заявленная в "Чеховских мотивах". И перекличка содержится не в каких-то внешних совпадениях (первоначальный сюжет о настройщике, который обманным пут?м проникал в квартиры состоятельных людей и грабил их, был позаимствован в криминальной литературе начала ХХ века, а Анна Сергеевна, героиня Аллы Демидовой, вполне может считаться "дамой с собачкой", только спустя немало лет после романа с Гуровым), но выражена на интуитивном уровне - в качестве своеобразной "мелодии под сурдинку".
Напомним, что ключевая для понимания "Чеховских мотивов" фраза звучит в одной из молитв отца Ивана незадолго до окончания обряда венчания в церкви: "...христианские кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны, и доброго ответа на Страшном Судилище Христове просим". Когда некоторые критики не без блеска сопоставили неожиданно умиротворяющий финал "Настройщика" и знаменитый эпизод с улыбкой Кабирии сквозь сл?зы в фильме "Ночи Кабирии" Федерико Феллини, они были правы с точки зрения переживаемых в этот момент просветл?нных и очищающих эмоций. Однако Кире Муратовой вс?-таки ближе именно чеховский мотив прощения другого человека за его постыдные поступки и собственного безболезненного примирения с изменчивой судьбой, которая так часто нас обманывает, но почему-то никого и ничему не учит. И в стремлении "нести свой крест и не роптать" нет преувеличенной покорности и жалкого смирения с несправедливым миром, который вс? равно не переделать, а в этом проявляются истинное человеческое достоинство и выстраданная мудрость жизни, что когда-нибудь, хоть лет через сто, будет вознаграждено сполна.
В прочувствованной речи Анны Сергеевны в самом конце "Настройщика" невольные пафосные слова так же обманчивы, как и в заключительной сцене "Дяди Вани". По сути, и Соня произносит нечто вроде молитвы, своеобразного заклятия против недовольства и раздражения, вполне понятных в ситуации, когда она и дядя оказались обманутыми в своих лучших побуждениях. Но гораздо важнее и просто полезнее для собственного душевного состояния отнестись по-доброму и сострадательно ко всему происшедшему, врачуя самого себя и ближнего своего. Муратова, подобно Чехову, склонна в искусстве прежде всего к "терапевтическому эффекту", настраивая и тех, кто готов внять этой музыке, звучащей где-то внутри нас, к принятию фактически христианской заповеди об отказе отвечать обманом на обман. В наше "время сплошных обманов" это представляется невероятно актуальным и смелым вызовом в духе "непротивления злу насилием".
Автор сценария Сергей Четвертков при участии Евгения Голубенко и Киры Муратовой по мотивам сюжетов Аркадия Кошко
Режисс?р Кира Муратова
Оператор Геннадий Карюк
Художник Евгений Голубенко
Композитор Валентин Сильвестров
В ролях: Алла Демидова, Нина Русланова, Георгий Делиев, Рената Литвинова, Юрий Шлыков, Сергей Бехтерев, Наталья Бузько, Жан Даниэль, Анатолий Падука, Ирина Панова, Николай Седнев, Филипп Панов
Премии: 3 Национальных приза кинокритики и кинопрессы "Золотой Овен" - за режиссуру, главную женскую роль (Алла Демидова - поровну с Полиной Агуреевой в фильме "Долгое прощание") и работу художника