Фильм американского режиссера Ричарда Раша "Трюкач", знаменателен в первую очередь участием в нем великолепного английского актера Питера О'Тула. Он играет режиссера по имени Элай Кросс, который снимает кино о событиях Первой мировой войны. Однажды к нему на съемочную площадку ввалился беглый преступник Кэмерон (Стив Рейслбек) и стал невольным виновником гибели лучшего каскадера. Кросс принимает соломоново решение: беглеца полиции не выдавать, заменить им погибшего каскадера, а если парень погибнет во время выполнения опасного трюка - невелика потеря. Между режиссером Элаем Кроссом и трюкачом разворачивается сложнейшая психологическая дуэль, в которой вымысел смешивается с реальностью. Благодаря отчаянному положению Кэмерона фильмы Элая Кросса и Ричарда Раша украсил каскад великолепных трюков. "Трюкач" получил Премию "Золотой Глобус" и две номинации на "Оскар" - за режиссуру и главную мужскую роль (О'Тул) и пользовался огромным успехом в нашем кинопрокате в начале 80-х годов. Картина создана по роману Полья Бродера. Раш снимал этот фильм 9 лет, закончил в 1978 году, фильм лежал на полке 2 года и вышел в 1980. А после этого фильм режиссер вообще 15 лет ничего не снимал. "Трюкач" на первый взгляд вообще не кажется чем-то большим, нежели мастерски, с большим остроумием и изобретательностью снятым комедийным боевичком, отыгрывающим еще и саморазоблачение всех технологий "фабрики грез". (Впрочем, разоблачение это весьма лукаво - показывая, как делается трюк, режиссер фильма в сущности показывает лишь то, что все делается "на самом деле", что сам герой фильма, каскадер Камерон, не знает, в какой степени реальны, а в какой степени сфабрикованы претерпеваемые им приключения, то есть, в сущности, его восприятие "изнутри" мало чем отличается от зрительского восприятия "извне".) Тем не менее, есть большое искушение объявить этот фильм, в полном соответствии с датой его создания, настоящим "первым фильмом 80х годов". Фильмы о том, как снимается кино, разумеется, снимались задолго до "Трюкача". Но эта кинолента, пожалуй, лучшая из всех созданных в этом жанре. Настоящий гимн кинематографу! Даже музыка из этого фильма (мелодия "В этом прекрасном мире кино") стала визитной карточкой кинематографа.