Режисс?р Глеб Панфилов предлагает свою версию последних месяцев жизни последней семьи царского рода Романовых, берущего начало в 17 веке. Недавно причисленные к лику святых, Николай Второй и его семья предстают мучениками в водовороте революционных событий 1917 года - начиная от прихода к власти Временного правительства в феврале и заканчивая расстрелом семьи большевиками.Начинается картина с того, что Николай Второй (Галибин) узна?т о том, что к власти приходит Керенский (удивительно похожий на него Михаил Ефремов) и отрекается от престола. К тому времени царь уже имеет прозвище Кровавый, а на улицах творятся вызванные людским недовольством беспорядки. Однако режисс?р предпочитает не акцентировать прежние деяния монарха, а сосредоточиться именно на чудовищности отношения новоявленного правящего класса к царственной семье, когда на смену Временному правительству приходят беспощадные комиссары, а с ними гибель царя, его родственников, а затем, по версии Новейшей истории, и всей России. На протяжении большей части фильма не спадает напряжение от ожидания участи, уготовленной Романовым - оно настолько велико, что близость конца осознают не только взрослые, но и дети. Хотя ни один из них не теряет присутствия духа, ведь в них теплится надежда - надежда выжить, уехать, скрыться от кошмара, начавшегося с солдатского мата в присутствии женщин и уже не работающего умывальника и закончившегося выстрелами, прервавшими жизни последних в истории России царя и его наследников (довольно жестокая и натуралистичная сцена). Для нового российского кинематографа эта картина, несомненно, является значительным событием. Панфилову удалось не только собрать великолепный "зв?здный" состав, найти значительный бюджет и соблюсти максимальную историческую достоверность, прибегнув к консультациям известных историков и уч?ных, но и окончательно перевернуть наше представление о событиях того периода, о которых мы слышали из разрозненных источников, но полную картину о которых создать не удавалось.Он также рисует портреты Романова и Ленина (Филипенко) совсем другими штрихами: первый - беззаветно любящий свою семью обаятельный герой, которому не чуждо ничто человеческое, второй- нервный, играющий желваками тип, замышляющий неладное. Многие наши современники успели перестроить свои представления о прошлом, но эта картина, кажется, окончательно расставляет все точки над i. И недаром финалом ленты является врезка документального фрагмента церковной службы, посвящ?нной причислению Романовых к лику святых - главный вывод отечественной истории 20 века сделан.