Кино > Интервью > подробно

Интервью

Анатомия террора

Карен Шахназаров заканчивает съемки фильма о Борисе Савинкове.



"Для фильма "Конь бледный" требуются исполнители ролей. Желающих принять участие в съемках ждем у проходной "Мосфильма". После такого объявления у проходной собирались толпы - желающих было много. И вскоре по улицам Москвы начала ХХ века, построенным на территории крупнейшей киностудии Европы, уже гуляли институтки и гимназисты, юнкера и купеческие сынки, и только для главных ролей понадобились профессиональные актеры, причем высококлассные. Снимается кино о первом террористе советского века - Жорже, он же Борис Савинков, один из руководителей партии эсеров и ее Боевой организации, от руки которой погибли Плеве и великий князь Сергея Александрович. Организатор громких терактов и "Союза защиты родины и свободы", яростный борец с большевизмом, зачинщик Ярославского мятежа и автор книги "Конь бледный", в 1924-м арестованный и в 1925-м покончивший с собой в советской тюрьме. Постановщик фильма Карен Шахназаров дал интервью Валерию Кичину.



- Чем вас заинтересовала книга террориста о терроре?



- Тема очень актуальная. Боюсь, завтра она будет волновать еще больше. Повесть Савинкова меня интересует давно, как и фигура ее автора. Первый террорист ХХ века, тип ницшеанца, воспитанный не только философией Ницше, но, как ни странно, и романами Достоевского. Книга очень автобиографична. Хотя, снимая картину, мы все время помнили, что это не документальное, а художественное повествование. Но там те же персонажи и даже частично диалоги, что и в "Воспоминаниях террориста".



- Какими еще источниками вы пользовались?



- Автор сценария Александр Бородянский взял за основу повесть "Конь бледный", но использовал многие реалии того времени - убийство Столыпина, к примеру. Мы считали себя вправе привносить в художественный материал детали исторического фона.



- Судя по объявлению о наборе исполнителей, фильм постановочный и с обилием массовок?



- Важно было создать атмосферу московских улиц. Сейчас модно снимать те годы экономно: пустынные города, одинокие прохожие. Но это не так: Москва и тогда была полна людей. И хотелось насытить кадр жизнью того времени.



- Материал "горячий", многие будут ждать боевика. Это так?



- Это будет психологическая драма с элементами боевика. Сценарий выстроен очень действенно, он немногословен, и рассуждения там сохранены только необходимые.



- В названии повести - образ Апокалипсиса: "...конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом...". В какой мере эти мотивы присутствуют в фильме?



- Картина выйдет под названием "Всадник по имени смерть". А что касается ее образного наполнения, то хорошо, конечно, если эти параллели будут прочитаны зрителем. Но об этом уже не мне судить.



- Кто играет Жоржа?



- Андрей Панин. Остальные участники - очень молодые артисты, некоторые снимаются впервые. Необыкновенно талантливая Ксения Раппопорт из театра Льва Додина, к примеру. Я сознательно искал такую команду, потому что террором занимаются в основном молодые люди. Они в этом видят романтику и способ реализации своих идей.



- Параллели с сегодняшним днем есть?



- Я, когда смотрю материал, понимаю, что мысли эти неизбежно придут в голову. Это же уникальный случай, когда один из "королей террора" с мировой известностью подвергает анализу собственную деятельность. Савинков был военным министром в правительстве Керенского и сыграл громадную роль в истории России того периода. Он был идеолог, и Муссолини считал его своим учителем. Он и литератором оказался способным. причем пишет нелицеприятно, даже по отношению к самому себе. Анализирует и свой внутренний мир, и сам террор как явление. Очень точно передает типы и характеры людей, которые приходят к террору, и причины возникновения террора. Кто еще знает этот предмет так досконально! Даже несмотря на элемент позерства, который там тоже есть, человек знал, о чем пишет. И если проводить параллели, то это как если бы сегодня Бин Ладен написал повесть о терроре. Савинков и есть Бин Ладен начала прошлого века, только за ним стояла еще и вся культура XIX столетия, ведь он был столбовой дворянин, необыкновенно образованный человек, входил в кружки Гиппиус, Мережковского.



- Что было самым трудным в вашей работе?



- Воссоздать эпоху. Жизнь изменилась, и старую Москву нам пришлось возвести на "Мосфильме". Художник Людмила Кусакова построила очень хорошую, на мой взгляд, декорацию. Я быстро снимаю, и огромная картина с массовками снята за 12 недель.



- На каком этапе сейчас работа?



- Занимаемся звуком. Это теперь технологически сложный процесс. На экраны фильм выйдет, думаю, весной.



Источник:: Валерий Кичин

Следующая

Комментарии посетителей (0)
 
Любовь в большом городе
Единственный эпизод 'Любви в большом городе', несущий под собой неслабую смысловую нагрузку, выглядит примерно так:...
Сомнение
Благодаря оскаровской гонке многие уже знают, что Джон Патрик Шэнли оживил на экране свою одноименную пьесу, за которую...
Хранители
Экранизациями западных комиксов российского зрителя уже не удивишь. Некоторые получаются лучше, некоторые хуже, но...
Copyright © RIN 2004-.