Кино > КиноПрофи > подробно | |||||
КиноПрофи | |||||
Тодоровский раскрыл тему лживых иллюзий в кино и в жизни | |||||
Режиссер Валерий Тодоровский нарисовал в фильме "Любовник" редкий по глубине психологический портрет человека, который не может пережить лжи. Это тема не из ряда анекдотов про рогоносцев, она из ряда драм про униженные и оскорбленные иллюзии. "Любовник" У профессора-лингвиста умирает жена, любимая и привычная, как книжная полка. Он в трансе перебирает ее вещи и находит письмо, из которого явствует, что все годы она любила другого, а он был слеп. Критики написали, что сюжет банален. Хотя сценарий Геннадия Островского, взявший одну из двух премий в Сан-Себастьяне, предлагает не коллизию, а тему. Беда не в наличии любовника - невозможно пережить мысль, что самое дорогое оказалось фальшью. Как жить, к примеру, обманутым Советами поколениям. Можно сделать фильм о человеке, который вдруг понимает, что ему всю жизнь лгала почитаемая им церковь. А можно снять картину о кризисе семейном. Крупность темы от этого не меняется. В фильме две грандиозные актерские работы: дуэт Олега Янковского (муж) и Сергея Гармаша (любовник). Умершая жена остается в памяти только волной золотых волос - она как мираж, который растаял, и двое любивших ее мужчин остались наедине с пустотой. Они ненавидят друг друга и друг без друга не могут: растравливать раны - единственный способ продолжать существование. Песенное "Опустела без тебя земля" воплощено буквально - город, где живут герои, безлюден: в нем заколочены двери и слепы окна, по нему ходит пустой трамвайный вагон номер 428, в котором жена ездила на свидания. Ощущение пустоты вползает в нас на подсознательном уровне и с редкой полнотой выражает состояние души героев. Картина открыта для разных толкований - я прочитал, например, признание автора, который полтора часа хохотал, воспринимая все как водевиль. И ладно - значит, петух еще не клюнул, пора разочарований не пришла. Похохочем и над "Отелло" - тоже смешной сюжетик. Правда, при таком подходе смерть героя покажется надуманной: эко дело, жена изменила! Измени теперь ей посмертно, возьми хоть ту, очкастую, что сама напрашивается, мало ли баб вокруг. Но он умирает, узнав, что соперника больше нет, а значит, нет последней нити, что связывала с прошлым. Он умирает, как ломается без опоры стебель. Все, чем он жил, исчезло, и жить уже не надо. Вот и вся комедия. Валерий Тодоровский когда-то очень сильно дебютировал фильмом "Любовь". Но критики эту картину заклеймили "папиным кино". Тодоровский-младший явно занервничал и стал делать кино модное - расчетливое. Теперь он вступил в пору зрелости и уже без оглядок снова сделал кино "папино", т.е. в русле не мод, а традиций. И стало ясно, что полку больших мастеров в нашем кинематографе прибыло. "Когда часы пробили 13" Стандартная история с призраками слегка облагорожена традициями хорошего европейского кино - пытается лавировать между мистикой и психоанализом. Молодой скульптор встречается с тенью умершего отца, который хочет руками сына закончить давно задуманный шедевр. Призрак мучает мать, истязает сына и вообще проявляет не свойственную пришельцам с того света сексуальную и творческую энергию. Поначалу картина интригует и даже завораживает чисто испанским колоритом, потом, когда намерения авторов уже вполне ясны, ее досматриваешь скорее по инерции. "Мальчишник" Это было время, когда на США только надвигалась очередная сексуальная революция, а кино еще не было готово к "Американским пирогам", но уже к ним примеривалось. Это был 1984 год, Тому Хэнксу еще 28, и он еще может играть молодых неженатых. Это потом он заматерел, а в ту пору был актерски гибок и по динамичности напоминал Джима Кэрри. В "Мальчишнике" он сыграл одну из своих самых обаятельных ролей. С выходом кассеты у нас появилась возможность это увидеть. Хэнкс здесь в роли водителя школьного автобуса Рика, который задумал жениться на Дебби. Ее богатые родители против неравного брака с шалопаем-пролетарием и сделают все, чтобы его сломать. Случай представится скоро: Рик хочет попрощаться с холостой жизнью и вместе с друзьями снимает апартаменты для мальчишника. Смотрят порнушку как футбол, зовут проституток - расслабляются. Есть среди них свои шутники, есть свой Ослик Иа-Иа, который всегда хочет покончить с собой. Провокации хотят устроить и родители Дебби, но по законам водевиля все запутывается, и люди попадают в смешные положения. Перед нами "Американский пирог" с поправкой на 80-е, когда все это казалось жутко смелым, и в фильме есть забавная энергия отважных. Картина безмозглая, временами скабрезная, не претендующая ни на что, кроме отвязного развлечения, но этим и берет. "Великолепная семерка" Цифра 7 гипнотизирует кинематографистов: "Семь", "Семь невест для семи братьев", "Семь дней в мае", "Семь самураев", "Великолепная семерка"... Два последних фильма связаны: вестерн "Великолепная семерка" Джона Стерджеса (1960) - это пересказ шедевра Акиры Куросавы "Семь самураев" (1954). Куросава велик уже тем, что многие его сюжеты стали бродячими: "Три негодяя в скрытой крепости" вдохновили Лукаса на "Звездные войны", "Телохранитель" породил спагетти-вестерны, а в "Семи самураях" впервые возник сюжет о группе, собравшейся для осуществления некоей миссии. В Японии это были семь самураев, которых за горсть риса наняли для своей защиты жители бедной деревни. У Стерджеса это благородные головорезы, которых нищие мексиканцы уговаривают спасти их от бандитов. Ситуация копируется точно, вплоть до социальных барьеров между воинами и крестьянами: первые хоть и защитники, но чужаки, и вторые их побаиваются. И за опасное дело воины берутся не для заработка, а потому, что война - их профессия. У Стерджеса возникает еще и милая американскому сердцу тема сильного, который приходит на помощь слабым и восстанавливает справедливость. Вышедшая на кассетах "Великолепная семерка" доставит много удовольствия молодым и ностальгических минут зрителям постарше. В СССР не было фильма знаменитей - неотразимая походка Криса у Юла Бриннера казалась воплощением западных свобод. Потом мы узнали, что суперзвезда Голливуда Юл Бриннер - сахалинский парнишка с имперским именем Хан, который стал акробатом Юлием Бриннером в Одессе, пока не повредил спину и не уехал в Калифорнию играть сиамского императора в мюзикле "Король и я". Среди звезд картины Стив МакКуин, Чарлз Бронсон и 28-летний немец Хорст Бучольц, который после этого фильма стал знаменит. | |||||
Источник:: Валерий Кичин | |||||
| |||||
Комментарии посетителей (1) | |||||