Кино > КиноПрофи > подробно

КиноПрофи

Тодоровский раскрыл тему лживых иллюзий в кино и в жизни

Режиссер Валерий Тодоровский нарисовал в фильме "Любовник" редкий по глубине психологический портрет человека, который не может пережить лжи. Это тема не из ряда анекдотов про рогоносцев, она из ряда драм про униженные и оскорбленные иллюзии.


"Любовник"
Россия, 2002
Режиссер: Валерий Тодоровский
Видео: Союз-Видео
DVD: CP Digital
Оценка: 8 из 10


У профессора-лингвиста умирает жена, любимая и привычная, как книжная полка. Он в трансе перебирает ее вещи и находит письмо, из которого явствует, что все годы она любила другого, а он был слеп.


Критики написали, что сюжет банален. Хотя сценарий Геннадия Островского, взявший одну из двух премий в Сан-Себастьяне, предлагает не коллизию, а тему. Беда не в наличии любовника - невозможно пережить мысль, что самое дорогое оказалось фальшью. Как жить, к примеру, обманутым Советами поколениям. Можно сделать фильм о человеке, который вдруг понимает, что ему всю жизнь лгала почитаемая им церковь. А можно снять картину о кризисе семейном. Крупность темы от этого не меняется.


В фильме две грандиозные актерские работы: дуэт Олега Янковского (муж) и Сергея Гармаша (любовник). Умершая жена остается в памяти только волной золотых волос - она как мираж, который растаял, и двое любивших ее мужчин остались наедине с пустотой. Они ненавидят друг друга и друг без друга не могут: растравливать раны - единственный способ продолжать существование. Песенное "Опустела без тебя земля" воплощено буквально - город, где живут герои, безлюден: в нем заколочены двери и слепы окна, по нему ходит пустой трамвайный вагон номер 428, в котором жена ездила на свидания. Ощущение пустоты вползает в нас на подсознательном уровне и с редкой полнотой выражает состояние души героев.


Картина открыта для разных толкований - я прочитал, например, признание автора, который полтора часа хохотал, воспринимая все как водевиль. И ладно - значит, петух еще не клюнул, пора разочарований не пришла. Похохочем и над "Отелло" - тоже смешной сюжетик. Правда, при таком подходе смерть героя покажется надуманной: эко дело, жена изменила! Измени теперь ей посмертно, возьми хоть ту, очкастую, что сама напрашивается, мало ли баб вокруг.


Но он умирает, узнав, что соперника больше нет, а значит, нет последней нити, что связывала с прошлым. Он умирает, как ломается без опоры стебель. Все, чем он жил, исчезло, и жить уже не надо. Вот и вся комедия.


Валерий Тодоровский когда-то очень сильно дебютировал фильмом "Любовь". Но критики эту картину заклеймили "папиным кино". Тодоровский-младший явно занервничал и стал делать кино модное - расчетливое. Теперь он вступил в пору зрелости и уже без оглядок снова сделал кино "папино", т.е. в русле не мод, а традиций. И стало ясно, что полку больших мастеров в нашем кинематографе прибыло.


"Когда часы пробили 13"
Испания, 2002
Режиссер: Хавьер Виллаверде
Видео: Нон Стоп Видео
DVD: CP Digital
Оценка: 4 из 10


Стандартная история с призраками слегка облагорожена традициями хорошего европейского кино - пытается лавировать между мистикой и психоанализом. Молодой скульптор встречается с тенью умершего отца, который хочет руками сына закончить давно задуманный шедевр. Призрак мучает мать, истязает сына и вообще проявляет не свойственную пришельцам с того света сексуальную и творческую энергию. Поначалу картина интригует и даже завораживает чисто испанским колоритом, потом, когда намерения авторов уже вполне ясны, ее досматриваешь скорее по инерции.


"Мальчишник"
США, 1984
Режиссер: Нил Израэл
Видео: Гемини Фильм Интернациональ
Оценка: 5 из 10


Это было время, когда на США только надвигалась очередная сексуальная революция, а кино еще не было готово к "Американским пирогам", но уже к ним примеривалось. Это был 1984 год, Тому Хэнксу еще 28, и он еще может играть молодых неженатых. Это потом он заматерел, а в ту пору был актерски гибок и по динамичности напоминал Джима Кэрри. В "Мальчишнике" он сыграл одну из своих самых обаятельных ролей. С выходом кассеты у нас появилась возможность это увидеть.


Хэнкс здесь в роли водителя школьного автобуса Рика, который задумал жениться на Дебби. Ее богатые родители против неравного брака с шалопаем-пролетарием и сделают все, чтобы его сломать. Случай представится скоро: Рик хочет попрощаться с холостой жизнью и вместе с друзьями снимает апартаменты для мальчишника. Смотрят порнушку как футбол, зовут проституток - расслабляются. Есть среди них свои шутники, есть свой Ослик Иа-Иа, который всегда хочет покончить с собой. Провокации хотят устроить и родители Дебби, но по законам водевиля все запутывается, и люди попадают в смешные положения.


Перед нами "Американский пирог" с поправкой на 80-е, когда все это казалось жутко смелым, и в фильме есть забавная энергия отважных. Картина безмозглая, временами скабрезная, не претендующая ни на что, кроме отвязного развлечения, но этим и берет.


"Великолепная семерка"
США, 1960
Режиссер: Джон Стерджес
Видео: Гемини Фильм Интерциональ
Оценка: 8 из 10


Цифра 7 гипнотизирует кинематографистов: "Семь", "Семь невест для семи братьев", "Семь дней в мае", "Семь самураев", "Великолепная семерка"... Два последних фильма связаны: вестерн "Великолепная семерка" Джона Стерджеса (1960) - это пересказ шедевра Акиры Куросавы "Семь самураев" (1954). Куросава велик уже тем, что многие его сюжеты стали бродячими: "Три негодяя в скрытой крепости" вдохновили Лукаса на "Звездные войны", "Телохранитель" породил спагетти-вестерны, а в "Семи самураях" впервые возник сюжет о группе, собравшейся для осуществления некоей миссии. В Японии это были семь самураев, которых за горсть риса наняли для своей защиты жители бедной деревни. У Стерджеса это благородные головорезы, которых нищие мексиканцы уговаривают спасти их от бандитов. Ситуация копируется точно, вплоть до социальных барьеров между воинами и крестьянами: первые хоть и защитники, но чужаки, и вторые их побаиваются. И за опасное дело воины берутся не для заработка, а потому, что война - их профессия. У Стерджеса возникает еще и милая американскому сердцу тема сильного, который приходит на помощь слабым и восстанавливает справедливость.


Вышедшая на кассетах "Великолепная семерка" доставит много удовольствия молодым и ностальгических минут зрителям постарше. В СССР не было фильма знаменитей - неотразимая походка Криса у Юла Бриннера казалась воплощением западных свобод. Потом мы узнали, что суперзвезда Голливуда Юл Бриннер - сахалинский парнишка с имперским именем Хан, который стал акробатом Юлием Бриннером в Одессе, пока не повредил спину и не уехал в Калифорнию играть сиамского императора в мюзикле "Король и я". Среди звезд картины Стив МакКуин, Чарлз Бронсон и 28-летний немец Хорст Бучольц, который после этого фильма стал знаменит.


Источник:: Валерий Кичин

Следующая

Комментарии посетителей (1)
 
Стиляги
Отечественный кинематограф, годами пытающийся выкарабкаться за узкие рамки фестивального кино и что есть силы жахнуть...
Четыре Рождества
Когда в светлые голливудские головы начинают стучаться идеи рождественских романтических комедий, иногда всё же лучше...
Враг государства N1
Заключительную часть хроники похождений харизматичного гангстера Мерина ждали не слишком долго, но действительно с...
Copyright © RIN 2004-.