Миллионы подростков по всему миру с замиранием сердца смотрят на экран, где появляются мультфильмы в жанре аниме. Огромными тиражами раскупается всевозможная печатная продукция с героями таких мультфильмов: тетради, дневники, календари, блокноты. Выпускается большое количество компьютерных игр, которые выбирают опять-таки этот жанр в качестве своей платформы. В чём секрет этого необыкновенного направления в современной мультипликации?
ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Аниме - это японская анимация, которая существенно отличается от мультипликации других стран образами героев, сюжетами, воплощением идей. Отличается настолько, что ошибок в определении этого жанра не допустит никто: настолько в нём всё специфично и необыкновенно. Обычные мультфильмы предназначены, как правило, для просмотра детьми, а этот жанр имеет другую целевую аудиторию - подростков и взрослых. Его можно назвать целым культурным пластом, так как многие мультфильмы этого жанра, талантливые режиссёры-аниматоры и их герои уже вошли в историю анимационного кино.
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ.
Жанр прошёл очень долгий путь своего становления: целый век. Ещё в начале XX века мудрый и талантливый японский мультипликатор Осаму Тэдзука создал первых героев, которые стали прообразами японских анимационных фильмов. Кстати, именно он впервые использовал манеру больших глаз, которую так удачно позаимствовал у Диснея, но углубил её. Глаза анимационных персонажей - это больше, чем зеркало души: через них герой выплёскивает свои эмоции.
Первые мультфильмы этого жанра были рассчитаны на детей, однако сюжеты со временем становились всё сложнее, проблемы глобальнее, даже герои постепенно взрослели.
Вершиной японского анимационного фильма стала работа Хаяо Миядзаки под названием "Унесённые призраками", которую признали лучшим фильмом (причём не мультфильмом!) на Берлинском кинофестивале.
ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ.
1. Комодо: мультфильмы этого жанра с удовольствием смотрят маленькие дети (примерно до 12 лет). Рисовка здесь похожа на европейскую, жестокость исключена, идейное наполнение минимально настолько, чтобы малыши вполне могли её постичь. Это работы "Пчёлка Майя" и "Гонщик Спиди".
2. Сёнэн: эти мультфильмы рассчитаны на мальчиков-подростков от 12 до 18 лет. В сюжете чувствуются чисто мужские нотки: дружба, боевые искусства, спорт, соперничества, драки. Девушки в таких мультфильмах преувеличенно сексуальны и необыкновенно красивы. Особо популярны мультфильмы "Dragon Ball Z" и "Naruto".
3. Сёдзё: прямая противоположность предыдущему жанру. Девушки от 12 до 18 лет подчас просто без ума от анимационных мальчиков-героев таких фильмов. Романтическая, утончённая атмосфера располагает к себе девушек этого возраста, которые на данном этапе своего развития думают в основном о любви и мальчиках. Всем известен сериал "Сейлор Мун".
4. Сэйнэн: анимация рассчитана на взрослых мужчин, которые находят здесь и эротику, и сатиру, и динамизм сюжета. Голая реальность и полное отсутствие романтики в основе сэйнен также отвечает чисто мужской психологии. В качестве примера можно привести фильм "Monster".
5. Дзёсэй: романтика, любовные истории на фоне лёгкой ностальгии и рутинной повседневности в таких мультфильмах не оставляют равнодушными на одну женщину. Многие женщины наверняка смотрели фильм "Paradise Kiss".
Существуют также жанры аниме по используемым технологиям и антуражу (меха, киберпанк, фэнтези, мистика и другие).
РИСОВКА: КАЧЕСТВО ГРАФИКИ.
Героев этого жанра легко узнать именно по графике.
Во-первых, это большие прорисованные глаза наряду с простыми линиями вместо носа и рта. Все эмоции и переживания героя можно понять по выражению его глаз.
Во-вторых, волосы у героев, как правило, представляют собой пряди, которые могут развеваться на ветру или при беге несинхронно по отношению к движениям героя. Волосы могут быть совершенно неожиданного цвета, а причёска - самой необычной формы.
ПРЕИМУЩЕСТВА: ПОЧЕМУ ТАК ПОПУЛЯРНО?
Причины небывалого взлёта аниме в современной мультипликации объективны и понятны.
1. Целевая аудитория: подростки, которые жаждут очередных встреч с героями этого необычного жанра.
2. Смысловая нагрузка: в основе этих мультипликационных произведений лежат серьёзные философские и глубокие идеологические искания. Они заставляют задуматься тех же подростков о смысле жизни, о выборе правильного жизненного пути, о проблеме самоопределения и моральной стойкости.
3. Широкий ассортимент: конечно, мультфильмы - это не единственный товар, например, анимационные игры по Наруто и Блич расходятся с немалым тиражом.
Аниме - это уникальное явление в современной мультипликации, поэтому и отношение к нему такое неоднозначное. Объективный взгляд на этот жанр смогут бросить только наши потомки, которые смогут оценить то влияние, которое он оказывает на наших детей. Однако уже тем, что он заслужил такую популярность в самых разных странах мира, уже достойно уважения.