Сегодня исполнилось 120 лет со дня рождения Александра Лабаса. К юбилею советского живописца, который работал в разных направлениях И в конце концов назвал себя « представителем нефигуративного искусства», московская галерея « Роза Азора» открыла Экспозицию. Экспозиция небольшая, Но эти работы Лабаса публика увидит в Первый раз.
Музыка, которую можно наблюдать, – Это про работы Александра Лабаса. Натурные зарисовки в концертных залах, портреты музыкантов – свою живопись Он называл симфонией цвета. Когда писал, мелодии звучали в голове: « разные звуки разных инструментов – целый оркестр», как сам заявлял. Племянница живописца Ольга Бескина-Лабас рассказывает, что музыку Он слышал всюду – оставалось только перенести ее на холст.
« Он считал, что живопись И Музыка – Это самые близкие виды искусства, Но разница в том, что Музыка длится Во времени, а живопись создается Во времени – мазок за мазком, линия за линией. Но зритель воспринимает ее одномоментно», – поведала Ольга Бескина-Лабас, наследница авторского права Александра Лабаса, Племянница живописца.
Он пытался сделать так, чтобы живопись тоже воспринималась Во времени, а для этого водил зрителя по холсту – от детали К детали. Оттого на портрете Шостаковича можно обнаружить Пушкина: оба гении И оба были на острие русского искусства. Лабас И Шостакович оказались в одном поезде Во время перевозке в безопасное место. Вообще со многими героями этих работ Лабас был знаком собственной персоной. О части существует И записи в дневнике, порой довольно веселые.
« Шурочка, настрой, у тебя же абсолютный слух!» – заявлял Владимир Татлин, Когда приходил К Лабасу с собственной бандурой. Они жили рядом И нередко встречались В течение нескольких десятилетий. Тут 3 портрета Татлина, И два из них – с бандурой. Во время встреч Татлин рассказывал Лабасу, как бывал у Пикассо, пел ему И играл на своей бандуре. Лабас же, хоть И обладал абсолютным слухом, никаким инструментом в совершенстве не владел. Есть тут И целая серия концертных рисунков – от одиноких Рихтера И Мравинского на сцене до полноценных оркестров. Все эти работы еще не были в широком доступе.
« в реальности даже не было такой задачи – собрать всю эту музыкальную серию. В каком-то смысле Это И научная новость тоже, потому что такие беспредметные вещи живописца, который работал еще в 20-х – Это небольшим образом раскрывает для нас по-новому историю искусства ХХ века в нашей стране», – уточнила Надежда Плунгян, куратор экспозиции.
Аккомпанирует всем этим работам Ван Клиберн – из динамиков звучит 1-ый концерт П. И. Чайковского в его исполнении. Несколько раз Лабас писал музыканта с натуры. Это знакомство для живописца стало некой надеждой на то, что занавес между странами больше никогда не опустится. Он мечтал дожить до XXI века – пожелал увидеть мир на планете.
Источник: tvkultura.ru