Кино > КиноПрофи > подробно

КиноПрофи

12 кинозаповедей Люка Бессона

Уже стали известны победители 32-го Московского Международного кинофестиваля. Обладатели Святого Георгия счастливые уехали домой, а обделенные призами строят радужные планы на будущее. Теперь можно попытаться ответить на извечный вопрос "А судьи кто?".


Ведь председателем жюри ММКФ в этом году стал Люк Бессон - человек, который в кино прошел путь от мальчика на побегушках до ведущего продюсера национальной кинематографии.


В прошлом году Бессон отметил свой 50-летный юбилей в статусе одного из самых успешных французских продюсеров и видных деятелей европейского кино. И как это не парадоксально, в кино этот человек пришел- нет, не случайно, как говорят о себе многие звезды кино, и не от одержимости кинематографом с детства - как отвечают другие.


Люк Бессон пришел в кино, потому что у него не было другого выхода - своим любимым делом - исследованием морских глубин - он заниматься не мог. А возможности кинематографа давали ему уникальный шанс объединить и его рвение к науке, и  реализацию творческого потенциала.


Родители Бессона были специалистами по дайвингу, и обучали этому искусству всех желающих на побережьях Греции, Франции, Болгарии, Югославии. Поэтому детство Люка прошло в переездах с Черного моря на Эгейское, с Эгейского на Средиземное и обратно. Мальчик рос в абсолютной гармонии с природой, страсть к морской флоре и фауне захватила его. Мечтая стать специалистом по жизни дельфинов, он час за часом проводил в соленой воде.


Пока однажды не произошел несчастный случай - увлекшись подводными наблюдениями, 17-летний Люк забыл о технике безопасности - в итоге чудом остался жив. Но перенесенный экстренный подъем с глубины оставил свой роковой след - отныне Бессону запрещено погружаться более чем на метр - его внутренние органы не выдержат более тяжелой нагрузки. Так с мечтой о морской биологии пришлось расстаться. До сих пор Бессон избегает морских побережий - слишком тяжело даются ему воспоминания о счастливом детстве и несостоявшейся карьере биолога.


О кино будущий прославленный режиссер тогда и не думал. Даже телевизор появился в их семье, когда Люку уже исполнилось 16 лет! Увидев однажды интересный научно-популярный фильм, Бессон решает, что это выход - связать свою жизнь с кинематографом, и воплотить все волшебные миры, которые таил в себе и лишь чуть-чуть приоткрыл ему океан, в экранные произведения.


Но подошел он к новому плану жизни со всей свойственной ему ответственностью и решимостью. Бессон отправился прямиком в Голливуд - кузницу мирового кино. Там, устроившись курьером на одну из киностудий, он проработает три года, запечатлев в памяти каждый день, каждый момент съемочного и организационного процесса создания кино. После возвращения во Францию он основывает свою собственную небольшую компанию - чтобы уже никогда не зависеть от мнения других людей в своем творчестве.


В 22 года он снимает свой первый короткометражный фильм - "Предпоследний", на котором начинается его сотрудничество с актером Жаном Рено и композитором Эриком Серра. Через два года выходит полнометражный фильм Бессона "Последняя битва" - классический  постапокалипсический экшен начала 80-х. Но по-настоящему о Бессоне заговорили в 1985, года на экраны вышла его знаменитая "Подземка" - лучшее кино о субкультуре и андеграунде. Картина получила восхищенные отзывы критики во всем мире, во Франции с успехом прошла в прокате. Исполнитель главной роли Кристофер Ламберт, засветившейся до этого лишь в образе Тарзана, получил путевку в большой кинематограф. Удивительно, что такое глубокое, полное метафизического понимания жизни кино снял молодой человек 26 лет от роду! Этот факт в истории французского кино до сих пор считается "феноменом Бессона".


В 1988 году Люк Бессон снимает "Голубую бездну" - также получившую культовый статус у кинофанатов по всему миру. Здесь, как и в последующем документальном проекте "Атлантида" (1991) режиссер отдал дань уважения своей страсти к морю. Лишь спустя много лет он преодолеет в себе психологический барьер перед прошлым - ведь съемки "...бездны", были, в основном, натурными, на побережье. В этой ленте Бессону гениальным образом удалось перенести свои фобии и страхи в дуэль главных героев - профессиональных ныряльщиков. Преподнеся фабулу в качестве незатейливого любовного треугольника "Жан Рено - Розана Аркетт - Жан Марк Барр", режиссер вскрыл глубочайшие проблемы психологического становления личности, используя при этом впечатляющий визуальный ряд.


"Киллеровская" дилогия Люка Бессона "Ее звали Никита" (1990) и "Леон" (1994) закрепили за ним статус одного из ведущих режиссеров Франции. А благодаря удачному прокату этих лет за рубежом имя Бессона зазвучало на весь мир. Феноменальный успех "Леона" открыл перед актером Жаном Рено двери в Голливуд, где он до сих пор успешно снимается в различных проектах - от "Годзиллы" до "Розовой пантеры". В том же Голливуде сняли римейк "Никиты" - "Убийца" с Бриджет Фондой в главной роли, а вскоре появился целый сериал "Ее звали Никита", сделавший звездой австралийскую актрису Пету Уилсон. Напомню, что оригинальную Никиту играла Анн Парийо - жена Бессона на тот момент времени и мать его старшей дочери.


Следующей женой Бессона  стала его муза и звезда "Пятого элемента" Милла Йовович. За два года брака детей они не завели, но отметились своим тандемом как самым громким успехом в карьере Бессона - 265 млн. долларов кассовых сборов "Пятого элемента" (бюджет 90 млн.), так и самым громким провалом - "Жанна Д`Арк" (67 млн. сборов при 85 млн. бюджета).


После неудачи киноверсии жизни Орлеанской девы Бессон сосредотачивает свои усилия на продюсерском деле, его проекты (к которым он часто еще и сценарии пишет) с переменным успехом идут в прокате. Но, тем не менее, слоган "Люк Бессон представляет..." становится настоящим брендом, товарным знаком качества, которому зритель доверяют, в России в том числе. В частности, его тетралогия "Такси" любима нашим зрителем  до сих пор (франшиза с оглушительным успехом прошла как в прокате, так и на видео), а из последних удач - трилогия "Перевозчик", два фильма про "Адреналин" и др.


В 2005 году выходит восьмая полнометражная лента Бессона как режиссера - "Ангел-А", немного сумбурная фантастическая комедия. В прокате она прошла скромно. И все с нетерпением ждали следующей картины Бессона. Ведь он в свое время заявил, что после 10 полнометражных фильмов уйдет из режиссуры, как бы оставляя свои собственные 10 заповедей в кино.


Неожиданно для всех, Бессон посвятил 9 и 10 ленты детям, сняв дилогию про "Артура и миннипутов". По мнению режиссера, в современном мире детям не хватает как детской литературы, так и детского кино. Поэтому он занялся разработкой целой франшизы с этими героями.


И тогда кинообщественность затаила дыхание... Неужели это все? Все, что Бессон создал как режиссер? К счастью, для всех поклонников таланта этого французского мэтра этого не случилось. В 2010 Бессон выпускает еще два своих режиссерских проекта - продолжение франшизы про Артура, и "Необычайные приключения Адель" - захватывающий исторический, фантастический, приключенческий детектив. 22 июля лента выходит в широкий российский прокат. Итак, у Бессона уже 12 кинозаповедей. И это не предел.


А пока он мирно растит своих дочерей, которых у него уже пять. Вот с кем можно снимать сериал "Папины дочки"! Три дочери подарила ему нынешняя супруга - продюсер Вирджиния Силла.


Но как мы уже говорили в начале нашего рассказа, сейчас у Бессона важная миссия - он глава жюри ММКФ. В России Люк Бессон уже не первый раз, и судить кино ему тоже не впервой. В 2000 году он был председателем жюри Каннского фестиваля - это высочайшая честь для французского режиссера. На сегодня Бессон приложил руку к созданию более чем ста фильмом на нескольких языках мира. И останавливаться он тут тоже не собирается. И вот он приложил руку к судьбе еще одного фильма - победителя 32 ММКФ, и, вручив главный приз смотра Святого Георгия режиссеру-триумфатору, возможно, зажег новую кинозвезду, ведь и это он, как мы выяснили, тоже умеет.


Автор: Андрей Гаврилов


Источник:: http://www.proficinema.ru/

 

Комментарии посетителей (0)
 
Юрьев день
Кирилл Серебренников, ругать которого сейчас особенно модно, лишний раз подтвердил, что он из тех режиссеров, чье творчество...
Каменная башка
Режиссера Филиппа Янковского, отличившегося два года назад фильмом 'Меченосец', сегодня по-прежнему волнует проблема...
Гитлер капут!
Дабы немножко ободрить потенциального зрителя 'Гитлера Капут!', стоит отметить, что штурмующая российские кинотеатры...
Copyright © RIN 2004-.
Rambler's Top100