Кино > Интервью > подробно

Интервью

Сергей Осипьян, Александр Лунгин: "Мы делали кино дешево, но с профессионалами"

10 июня 2010 года в Сочи в рамках программы основного конкурса 21 Открытого Российского кинофестиваля "Кинотавр" будет показана дебютная работа Сергея Осипьяна и Александра Лунгина "Явление природы".


Интернет-портал "ПрофиСинема" побеседовал с режиссерами о специфике съемок малобюджетного фильма, о совместной работе и выгоде наличия двух режиссеров на площадке, а также о прокатной судьбе "Явления природы" и о том, какое будущее ждет российский кинематограф.


Корреспондент:
"Явление природы" - Ваш режиссерский дебют?


С.Осипьян:
Мы с Сашей давно работаем вместе над сценариями, фильмами. Я снимаю много рекламных роликов, так что "Явление природы" только формально является режиссерским дебютом.


А.Лунгин:
Это для меня "Явление природы" - режиссерский дебют, потому что раньше я работал по большей части как сценарист.


Почему Вы, сценарист, решили взяться за режиссуру, а не отойти в сторону, как это бывает при окончании сценарной работы?


А. Лунгин:
Отойти в сторону - самое печальное дело в жизни сценариста. Получается, что все ушли куда-то на улицу, а ты остался дома, делать уроки.


Почему Вы работаете вдвоем, как Вам это удается?


А. Лунгин:
При выполнении заказной работы надо просто проявлять свои профессиональные качества. И тогда легко формально разделяться на сценариста и режиссера. А "Явление природы" - наш авторский совместный проект, над которым мы работали вместе от начала и до конца.


С.Осипьян:
Вообще-то всё легче делать вдвоем. Хотя очень многие не могут работать вместе. Ведь даже семейная жизнь - сложная вещь, которую тоже надо организовать сообща. И если встречаются люди, которые всегда могут договориться, или хотя бы прислушаться друг к другу, то открываются широчайшие возможности. Вдвоем работается гораздо легче.


А.Лунгин:
... во всяком случае - веселее.


С.Осипьян:
И веселее, это точно. Режиссер - очень одинокая профессия. Режиссерам трудно живется: обычно они - несчастные, закомплексованные, замкнутые и одинокие люди.


А.Лунгин:
Размах власти отделяет их от всех остальных.


С.Осипьян:
Нет, просто на них лежит огромная ответственность. И когда ее можно разделить с соавтором, это прекрасно-


Почему у фильма довольно большая продюсерская группа?


С.Осипьян:
Это феномен малобюджетного кино, требующего огромного количества продюсеров и продакшенов. Для реализации такого проекта требуются усилия не одного продюсера, не одной компании, а целой группы людей, которые приняли участие в создании фильма и помогли нам его сделать.


А.Лунгин:
Каждый вкладывал, что мог: кто-то помогал деньгами, кто-то делал бесплатно то, за что мы бы никогда не смогли заплатить. Фильм получился микробюджетным. Во многом поэтому он снят на фотоаппарат "Mark II".


То, что фильм снят на фотоаппарат, сказалось на техническом качестве изображения?


С.Осипьян:
Хотя фильм снят на фотоаппарат, по своему изображению он не имеет ничего общего с веб-камерой.


А.Лунгин:
Это не фильм в стиле "Догмы".


С.Осипьян:
Фотоаппарат дает невероятное изображение. Практически это живопись, непохожая ни на видео, ни на кино.


А.Лунгин:
Такое изображение создает медитативные ощущения у зрителя, так как движения камеры медленные и плавные. Технически фильм сделан довольно сложно и необычно.


С.Осипьян:
Это полностью цифровое кино, но качество у него такое же, как у фильма, снятого на 35мм пленке.


Как Вы решились снимать свое авторское, малобюджетное кино?


А.Лунгин:
Мы стареем, денег все нет, а делать свое кино хочется.


С.Осипьян:
Мы решили не дожидаться, когда система российского кинематографа окончательно рухнет в пыль и рассыплется на атомы, хотя, очевидно, что мы застанем этот момент. Российский кинематограф как свет далекой звезды: его уже нет, а свет еще доходит и возникает иллюзия, что он существует.


А.Лунгин:
Наш фильм - это эксперимент. Если можно так дешево снимать кино, значит, какой-то выход из сложившейся ситуации есть. Когда мы начинали работу, то не были уверены, что вообще что-то получится. У нас не было ничего, кроме сценария и фотоаппарата, про который говорили, что на него, вроде бы, можно снять фильм. И сценарий мы специально писали так, чтобы его можно было снять за 15 смен с минимальным бюджетом.


С.Осипьян:
У нас была определенная стратегия: сделать кино очень дешево, но с чрезвычайно профессиональными людьми. Мы допускали множество компромиссов в области бюджета, однако никаких компромиссов в области кадровой политики. У нас очень хороший актерский ансамбль. Главную роль сыграл Глеб Подгородинский, заслуженный артист России, один из самых востребованных молодых артистов Малого театра, в котором он играет Чацкого, лейтенанта Попполтона в "Корсиканке", Платона в "Правде хорошо, а счастье лучше", Тузенбаха в "Трёх сёстрах", Ломова в "Предложении". Но в кино Глеб почти не играл, поэтому для нас он был большой удачей: с одной стороны - актер замечательный, а с другой - малоизвестный широкой публике. "Явление природы" - его бенефис. Вся картина держится на Глебе.
Главную женскую роль в фильме играет Ксения Кутепова, одну из ролей исполняет Игорь Черневич, известный по "Коктебелю". Вообще все актеры, снявшиеся в фильме, замечательные.
С нами работал один из самых многообещающих на сегодня операторов Роман Васьянов, который снял несколько фильмов Валерия Тодоровского, в том числе "Стиляги".


А.Лунгин:
Он снимал большие фильмы, блокбастеры с огромным количеством света, но посчитал наш проект интересным для себя, в то время как технически у нас всё было несколько скромнее: только два фонаря и фотоаппарат.


С.Осипьян:
Художником-постановщиком стал Денис Лищенко - известный и хороший профессионал, хотя он не работал в большом кино, только в рекламе. У нас был прекрасный режиссер монтажа - Павел Ханютин, который монтировал "Кислород" Ивана Вырыпаева.


А.Лунгин:
То есть с точки зрения продюсирования, фильм кажется любительским, но с точки зрения производства он вполне профессиональный.


С.Осипьян:
Не то что бы мы собрали группу единомышленников и решили срочно как-то сделать какой-нибудь фильм. Нет, мы давно работаем в киноиндустрии, и наконец-то решили свои знания и умения применить для своей пользы, а не для каких-то других людей.


А.Лунгин:
И неожиданно оказалось, что это интересует многих суперпрофессиональных кинематографистов: они готовы участвовать в таком малобюджетном проекте, при условии, что им нравится идея фильма и сценарий.


С.Осипьян:
Сценарий написан по мотивам рассказов Юрия Коваля. Мы с Сашей давно подбирались к этому с детства нами любимому писателю, пытались написать несколько сценариев. В итоге получился, на наш взгляд, трогательный и симпатичный материал, который заинтересовал и помог найти единомышленников.


К какому жанру Вы могли бы отнести свой фильм?


С.Осипьян:
По жанру это драма. И говорим мы на языке артхаусного кинематографа. Несмотря на то, что большинство людей считают артхаус чуть ли не обидной кличкой или страшным клеймом, мы снимали наш фильм, как чисто артхаусное кино.


А.Лунгин:
На наш взгляд, артхаусное кино - это просто фильмы, считающиеся с языком фестивальной субкультуры. Сегодня в сложившейся ситуации, по крайней мере, в российском кинематографе, ничем другим заниматься почти невозможно. Только артхаусные фильмы имеют международную сертификацию, благодаря которой ты можешь на что-то рассчитывать.


Расскажите подробнее, о чем повествует фильм "Явление природы"?


С.Осипьян:
Фильм о трех москвичах, живущих в деревне. Заканчивается лето, и главный герой понимает, что надо уезжать, но из-за личных и бытовых проблем уехать не получается. Фильм называется "Явление природы" неспроста: он не только о людях, но и о природе в самом широком смысле слова, то есть о взаимодействии природы, мира с человеком.


А.Лунгин:
Форма сюжета навеяна рассказами Коваля, которые были написаны им в 70-е годы. Это классический эскапизм советского образца. Но и сейчас, в век глобального туризма, он странным образом оказался актуален. Так что нам кажется, что про главного героя картины "Явление природы", довольно далеко отошедшей от литературной основы, даже дальше, чем мы изначально рассчитывали, можно сказать, что он - герой нашего времени. В той или иной мере приближения к нему.


Какое значение для вас имеет участие в конкурсе "Кинотавтра"?


А.Лунгин:
Мы хотим заявить о том, что мы - режиссеры и играем на рынке отечественного кино. Для этого "Кинотавр" нам и нужен. А дальше - как сложится. Мы можем только надеяться на хорошую фестивальную судьбу фильма. Мы и не считаем, что лента обязательно должна брать большие призы. Ведь мы не думали ни о "Кинотавре", ни о каких-то других фестивалях, когда работали над картиной. А просто пытались сделать нечто интересное для себя.


Какой прокат Вы, как продюсеры, планируете для фильма "Явление природы"?


А.Лунгин:
Прокат возможен на пяти-семи копиях.


С.Осипьян:
Строго говоря, проката у нас в стране нет. Где показывать такую картину, как "Явление природы"?


А.Лунгин:
Раньше, чем через год, фильм все равно в прокат не выйдет. Так что пока об этом говорить рано.


С.Осипьян:
У такого малобюджетного кино своя экономика, своя судьба, свои законы.


А.Лунгин:
Если мы соберем в прокате скромную по общим меркам сумму, то для нашего бюджета это всё равно будут серьезные деньги.


С.Осипьян:
Мы не гонимся за количеством копий. Уверен, что те, кто захотят увидеть фильм, смогут его посмотреть. Такая возможность точно у них будет. Мы не собираемся заполнить весь мир нашим кино, но активно демонстрировать его планируем.


Как Вы думаете, кому будет интересен Ваш фильм?


С.Осипьян:
Думаю, фильм будет интересен любому человеку. Это достаточно камерное, личное высказывание.


А.Лунгин:
В картине нет ничего специального, особого. Фильм рассказан классическим киноязыком. Для его восприятия не требуется особая подготовка: это не синефильское высказывание в чистом виде.


С.Осипьян:
Трогательный главный герой, с которым случаются странные вещи...


Есть ли у Вас задумки на будущее, какой бы фильм Вы хотели снять после "Явления природы"?


С.Осипьян:
У нас очень много задумок и идей. Но настораживает ситуация в кинопроцессе и, честно говоря, отсутствие какой бы то ни было перспективы вообще.


А.Лунгин:
Могу одно сказать: еще один такой же фильм мы не хотели бы сейчас снимать. Нам кажется, что мы способны на разное, поэтому хотелось бы сделать что-то совсем другое. Но как именно - непонятно. Если у "Явления природы" будет успех, может, он нам поможет, а может, и нет. В данной ситуации пока мы остаемся при том же раскладе, с которым приступали к работе над картиной. Денег на создание нового фильма нет, схем их получения - тоже нет.


С.Осипьян:
Даже Никита Михалков, как видите, старался, снял большое кино, а на него не ходят. Ну что ж, остается только отступить, в слезах...


Автор: Алёна Сычёва


Источник:: http://www.proficinema.ru/

Следующая

Комментарии посетителей (0)
 
Игра по-крупному
Ввиду последних событий в стране достаточно трудно размышлять по поводу нового продюсерского проекта Джона Кьюсака....
Прах времен
Чтобы извлечь из-под пепла лет фильм 'Прах времен', Кар-Ваю пришлось вернуться в 1994 год, когда его молодая кинокомпании...
Опасный Бангкок
'Опасный Бангкок', как это ни удивительно, проворачивает давно забытый экшен-фильмами фокус. Трюк заключается...
Copyright © RIN 2004-.