Кино > Интервью > подробно

Интервью

Юсуп Разыков: "По важности покаяния фильму "Гастарбайтер" нет равных"

С 6 по 14 июня 2010 года 2010 года пройдет 21 Открытый российский фестиваль "Кинотавр". Корреспондент портала "ПрофиСинема" побеседовал с Юсупом Разыковым, режиссером фильма "Гастарбайтер", участвующего в основном конкурсе киносмотра.


Юсупа Разыкова расспросили о специфике картине и шире - о культурной ситуации, обуславливающей проблему малых народов, а также о жизненном цикле кинолент, важности наград и участия в фестивальных смотрах.


Корреспондент:
Когда Вы начали работу над проектом "Гастрабайтер"?


Ю.Разыков:
Над картиной "Гастарбайтер" я начал работу в конце 2006 года. Продюсеры предложили мне идею достаточно давно. К декабрю 2006 года я написал заявку, которая была одобрена и пошла дальше. В 2007-2008 гг. мы получили одобрение и Государственную поддержку, но снимать кино начали только в прошлом году. 30 апреля 2009 года состоялся первый съемочный день. Фильм снимался в Узбекистане и в Серпухове на пяти языках, в картине звучат русский, молдавский, таджикский и тюркские языки: киргизский, казахский, узбекский.


- Как Вы думаете, почему продюсеры предложили Вам этот фильм?


- По изначальному позиционированию фильм находился в русле того, что я обычно делаю, поэтому продюсеры и обратились ко мне с данной темой. Они почему-то обозначили проект авторским. Я не очень понимаю данный термин, но, тем не менее...


- Связан ли фильм с одноименным романом Эдуарда Багирова?


- Меня все об этом спрашивают. Нет, книга вышла на полгода позже нашей задумки и не имеет с ней ничего общего.


- Главный герой фильма - гастарбайтер?


- В каком-то смысле, да. Наш герой - старик, который спускается с гор и приезжает в поисках своего внука в Серпухов, где, как выясняется позже, он воевал во время Великой Отечественной Войны и попал в плен. После войны, как многие пленные, сидел в лагерях, жена и сын его рано умерли, осталась только невестка и внук. Герой отрешился от мира, лёг и просто стал ждать своей смерти: ничего не делал, только лежал, за ним ухаживала невестка.


- Что побудило его встать?


- Горе невестки, потерявшей своего сына. Она ухаживает за стариком: моет ноги, стрижет волосы, в то время, как он сам в жизни не участвует. И когда невестка, загнанная в угол своим горем, отсутствием поддержки и сочувствия со стороны старика, дает ему пощечину, герой как бы пробуждается и начинает действовать.
Выясняется, что он чувствует этот мир, понимает, довольно трезво относится ко всем делам. Старик обращается к нужным людям, они ему помогают приехать в Серпухов и найти внука, которого герой лично не знает и ищет по фотографии. Он попадает в разные ситуации, в том числе - криминальные.


И единственный в Москве человек, который может помочь ему в поисках внука, - бывший следователь, который и отправил старика после войны в лагеря. Старик находит этого следователя, обычного пенсионера, который сидит на даче с охотничьим ружьем и стреляет по кошкам, охраняя своих цыплят. Тот помогает ему. Выясняется, что сын прячется где-то под Серпуховым, в тех самых местах, где дед когда-то воевал и попал в плен.


- В связи с этими совпадениями старик вспоминает свою жизнь, военное прошлое?


- Он ничего не вспоминает. Мы старались уйти от флэшбэков, рассказов о молодости героя. Мне хотелось поведать историю человека, прошлое которого опрокинулось в сегодняшний день. О его жизни ничего не известно, но когда старик сталкивается с реальностью, оказывается, что она касается его судьбы и жизни. Какие-то воспоминания у героя, может, и есть, но мы их не показываем.


Единственное, что помогает старику найти внука - деталь, мелочь: глиняная свирелька, которую сделал его внук, для сына женщины, с которой он теперь живет - такую же свирельку ему в детстве сделал его отец. По ней старик и находит своего внука.


В процессе поисков у старика появляется напарник, проводник: проститутка из Молдавии Вика, которая нуждается в защите и заработке. Она думает, что если его внук пропал, значит, он хорошо устроился и у него есть деньги. Она становится поводырем старика по современной России...


- Чем же является для старика история поиска внука?


- Вся произошедшая история - это дополнительный жизненный круг, который прошел герой.


- В картине главным полем действия оказывается внутренний мир героя? Его переживания, а не события?


- Я даже не могу сказать, что в картине главное с точки зрения действия: внешние или внутренние события. Но как мне кажется, сюжет фильма достаточно напряженный.
 
- Что воплощает собой образ главного героя?


- Старик воплощает собой разрыв во времени, разрыв, который он никак не может соединить. Обычно в Узбекистане люди заботятся о своих детях и внуках, не оставляя никого вне поля своего зрения. А наш старик совсем ничего не знает про своего внука. И самое главное, он не знает, что будет делать, когда его найдет, что предложит ему, какие слова найдёт, чтобы вернуть его к матери.


- Как по форме сделан фильм, в какой стилистике?


- В фильме использован минимум выразительных средств. Но картина - нервная, сделанная в документальном ключе живой, подвижной камерой. Мы практически не использовали штатив.


- К кому из героев относится название фильма?


- Для меня название "Гастарбайтер" означает только то, что старик сам становится гастарбайтером: ему надо зарабатывать деньги на жизнь. Он пытается продавать свои медали и ордена, но понимает, что это бесперспективное дело, на которое не прожить и устраивается на работу к какому-то армянину мыть посуду в его кафе.


В фильме немало гастрабайтеров, но они показаны как обычная, довольно безликая толпа, в которой каждый мог бы быть его внуком. Там много примет того, что окружает жизнь простых гастрабайтеров: пресс милиции, одиночество, отчужденность... Когда я учился во ВГИКе, встретить в коридоре казаха или башкирку было обычным делом. И никто не думал о том, как и почему кто-то из них здесь оказался, как они себя здесь чувствуют... А сейчас всё это очень напряженно: когда я вижу нерусское лицо, у меня возникает ощущение некой тревоги за данного человека. В воздухе витает напряжение, угроза, что абсолютно чувствуется, но про это практически никто не думает. Единственный пример позитивного отношения к этому вопросу, а не игнорирования - Равшан и Джамшут из "Наша Раша", и совершенно зря таджики на пародию обижаются.


- В картине звучит социальный аспект?


- В картине есть две яркие мысли социального аспекта. Первая - о герое, который прожил свою жизнь впустую. И вторая мысль, для меня очень важная, о брошенных после развала СССР малых народах. Они не знают, как жить в новых условиях...


- А автономно жить...


- ...они, конечно, не могут. Внешний мир ими интересуются только с точки зрения противовеса России. Малые народы и страны бывшего Советского Союза не могут найти своего места. Современный мир устроен так, что им совершенно бессмысленно пытаться изменить положение вещей. А мы знаем, что малые народы нацелены на сопротивление во имя сохранения самобытности.


И если говорить с социально-политической точки зрения, то моя картина про ответственность России за малые народы. Гастарбайтеры не случайно едут в Россию, понимая, что здесь им никто не рад, но, тем не менее, у себя жить совсем невозможно. И не случайно у нас в фильме дом героя сгорает: в нем не остается никакого смысла, старику некуда возвращаться.


- Вы показывали кому-то картину, как ее воспринимают?


- Прежде авторы любили ориентироваться на мнение машинистки, которая перепечатывала ваш сценарий. В нашем случае я ориентировался на мнение монтажеров, которые очень продвинуты в артхаусных фильмах и насмотрены в Интернете. Я удивился, что монтажеры, которых я не могу назвать друзьями и даже соратниками, отнеслись к этому фильму с большим интересом. И они не гастарбайтеры, а православные россияне. Тем не менее, один из них считает, что это самая нужная сейчас картина.


- Для Вас лично насколько важен фильм "Гастрабайтер"?


- Я сам сейчас не могу назвать картину, которая для меня по важности своего ощущения и покаяния стояла бы рядом с "Гастарбайтером". Это не означает, что я слепо смотрю на свою работу, но, думаю, мелочей я не делаю.


- Во всяком случае, "Гастарбайтер" из ваших работ...


- ...это самое больное. Я случайно вычитал, что Наполеон пытался наняться в русскую армию в русско-турецкой войне, но ему предложили чин намного ниже его статуса во французской армии, потому что к Наполеону относились как к наемнику, гастарбайтеру. Он очень обиделся, и лет через двадцать вернулся в Россию как завоеватель. В этом я увидел метафору - наше время рождает недоверие, недружественное отношение между народами, столетиями жившими в мире.


- Это проблема не только малых народов, но и регионов.


- Конечно, это очень важная вещь: проблемы тех, кто уехал из дома, чтобы выжить. Причем, картина не об этой большой проблеме. Это фильм-притча. Для создания остросоциальной картины нужна более жесткая позиция, а моя лента не столь жесткая. Мой фильм сравнивали с документальным кино про гастарбайтеров и упрекали в мелкотемье. Меня вообще поражает манера указывать режиссеру уровень глубины темы, это совершенно бесполезно. Вы можете как-то отнестись к фильму, но указывать, что фильм нужно делать жестче или терпимее - это странно.


- Какое значение для Вас имеет участие фильма в конкурсе "Кинотавра"?


- Для меня кинофестиваль - это, конечно, возможность показать картину. На жюри я не ориентируюсь, потому что призы - всегда стечение обстоятельств. К наградам я тоже отношусь спокойно: у меня их достаточно. Но мы считаем, что "Кинотавр" - хорошая площадка для того, чтобы заявить о картине. Почти все мои картины очень достойно оценивались заграницей. Но если фильм прозвучит на российском фестивале - это будет очень важно. Мне нравится, что стартовой площадкой для моих картин который год становится Россия: это правильный ход, включающий в себя, в том числе, обозначение культурных территорий.


- Насколько большое значение Вы придаете призам?


- Призы, безусловно, важная вещь. Они помогают картине жить. Благодаря, в том числе и премиям, несколько моих картин находятся в синематеках по всему миру от Швейцарии до Японии, олицетворяя постсоветское пространство и время, демонстрируя культурный пласт, актуальные темы. Они считаются представителями чистого артхауса. Но я могу сказать, что у кино вообще, к сожалению, недолгая жизнь: фильм живет и демонстрируется год-полтора. "Оратору" повезло больше: он крутят уже 10 лет, часто показывают в Европе, в университетах Америки.


Состояние и дифференциация прокатного поля в основном меня удручает. Раньше можно было пойти в кинотеатр повторного фильма или LИллюзион¬ и посмотреть там картину Отара Иоселиани или Андрея Смирнова... Сейчас этого нет. Даже крупные компании, которые умеют прокатывать артхаусное кино, демонстрируют фильм максимум месяц, два. Каждый год в мире производится около 5000-7000 фильмов, из них 700 - это значимые картины, заслуживающие внимания специалистов, путешествующие по фестивалям. Приятно понимать, что твой фильм оказывается одной из этих семи сотен. Но не знать и не уметь оценивать реальное качество твоего творения - непрофессионально.


- Получается, что режиссеру во многом должно повезти?


- Режиссеру должно повезти с продюсером, который знает, как его эффективно использовать. Я был очень удивлен, когда встретил своего хорошего приятеля Лешу Попогребского в коридоре кинокомпании "Амедиа", где он снимал серию для вертикального сериала. Мне кажется, это нерациональное использование таких сильных авторов. Как можно представить себе, что режиссеры такого уровня как Герман-мл., не говоря уже о Германе-ст., будут снимать по-своему успешные проекты, но не отвечающие их авторскому потенциалу? Одно другого не унижает, но есть вопрос рационального и точного использования человеческих ресурсов. Творческая жизнь в артхаусном кино, режиссёрский стиль дают продюсерам намек на то, как можно использовать художника. В этих случаях нужно прислушиваться к автору. В большинстве случаев продюсеры ответят, что они не готовы и не хотят заниматься подобными проектами. Я их понимаю: существует материальная ответственность и задача собрать кассу. Но большинство наших продюсеров просто не обучены использовать кадры. Проблемы в Союзе Кинематографистов во многом возникли из-за того, что наше кино пытается быть продюсерским, но не может им стать ввиду отсутствия соответствующей культуры, опыта, понятий.


А смысл кино в том, чтобы вызвать у зрителя сопереживание. Конечно, к сожалению, всё упирается в бюджет. Ведь мы говорим о неком продукте, который рассчитан на два-три месяца бурного проката. А зрителя приучили к ярким картинкам, зрелищности, к определенным звездам. Это печально, я считаю данный путь абсолютно гибельным. Что бы мне ни говорили о развитии технологий, все равно за последние пятьдесят лет не появилось ничего равного картине "Летят журавли".


- Хотя технически он был новаторским.


- Абсолютно. Но повторить никто не может. Этот фильм можно бесконечно пересматривать. Тонкость работы проявляется и в игре актеров, и в особой киношной фактуре. Сейчас никто не хочет работать на таком уровне. Я лично знаю продюсеров, которые прямо говорят: не надо умничать, зритель тупой.


Автор: Алёна Сычёва



Следующая

Комментарии посетителей (0)
 
Ананасовый экспресс: сижу, курю
Они опять это сделали - назло организациям по наркоконтролю и на радость борцам фронта за легализацию всего и вся. Состряпали...
Париж
Седрик Клапиш, режиссер остроумных мелодрам 'Испанка' и 'Красотка' с Роменом Дюри в роли самоопределяющегося молодого...
Перевозчик 3
Как все мы прекрасно знаем, в безжалостном киномире нет персонажей или серий (даже на первый взгляд кажущихся совершенно...
Copyright © RIN 2004-.
Rambler's Top100