Кино > Интервью > подробно

Интервью

Алла Сурикова: "Комедию делать гораздо сложнее любого другого жанра"

3 июня 2010 года в прокат выходит комедия Аллы Суриковой "Человек с бульвара КапуцинОК" (дистрибьютор - компания Профит Синема Интернешнл). Портал Профисинема.ру поговорил с Аллой Ильиничной о специфике новой ленты и ее связи с фильмом "Человек с бульвара Капуцинов", а также о жанре комедии в целом.


- Алла Ильинична, ответьте, пожалуйста, пожалуй, на самый волнующий вопрос: почему Вы все-таки решили снять "Человек с бульвара КапуциноК"?


- Когда-то Андрей Александрович Миронов, когда посмотрел на одном из первых просмотров ту, прежнюю нашу картину, сказал: "Ну, что ж, у меня появилось чувство трусливого оптимизма". Он сказал это по поводу того, что наша картина ему понравилась. И тогда еще у него зародилась идея v не расставаться и той же компанией... продолжить снимать кино про то, как герои той картины становятся настоящими кинематографистами...


Потом была встреча на Рижском взморье в Яункемери, где, возможно, мы бы с ним чего-нибудь про это намечтали. А потом написали. А потом и сняли... Но произошла трагедия. Андрея Миронова не стало. С тех пор прошло больше двадцати лет. Выросла и стала прекрасной актрисой Мария Андреевна Миронова. И идея снова стала носиться в воздухе... И ко мне еще тогда, давно, приходило очень много писем от ребят, тогдашних зрителей, которые требовали продолжения и предлагали себя в качестве главных исполнителей всех трюков. Эдуард Акопов - автор первых "Капуцинов" написал сценарий. Мы с Сергеем Плотовым его адаптировали к нашей жизни (Эдик давно живет на том самом Диком Западе. Он серьезно болен). Действие же "КапуцинОК" происходит у нас, в родной русской глубинке, и не с мечтателем и романтиком прошлого века, а с вполне современной девушкой Машей. И совсем необязательно, что она правнучка того самого мистера Феста. Просто она, так же, как и тот далекий Фест, влюблена в его величество Кино. "Кино - волшебная отрава" - поют мои героини "балладу о кино". Я подписываюсь под этими словами. Они мои.
На самом деле картина должна была бы называться "Снимать по-русски". Так называется кино, которое снимают в фильме наши герои. Но у нас в подготовительном периоде был серьезный инвестор с фамилией вождя мирового пролетариата, который настаивал на более прокатном варианте названия. И поскольку он вкладывал деньги v то был "правее" всех. Но инвестор вместе со своими деньгами растворился за две недели до съемок. А название осталось v оно уже пошло "гулять" по кругу.


Сначала я хотела посвятить картину Андрею Миронову. Но ушли из жизни Спартак Мишулин, Борис Брондуков, Семен Фарада, Юрий Медведев... Все они снимались в той картине. Список был бы длинный и очень грустный. Поэтому мы решили посвятить фильм юбилею российского кино. 101-летнему...


- За последние годы российские зрители устали разочаровываться в новых киновысказываниях любимых режиссеров... Как Вы думаете, отчего возникает это разочарование? Вы называете картину не продолжением, а парафразом всеми любимого фильма. Что это значит?


- Причины разные. Основная, на мой взгляд, - обман в ожиданиях. На самом деле, если б "Ирония судьбы 2" называлась, скажем, "Случайная встреча", и не позиционировалась как продолжение того всеми любимого фильма - все обстояло бы гораздо приятнее в восприятии и гораздо печальнее в прокате. Ведь прокат картины был всепобеждающий!


Что касается нашей картины - я на каждом углу повторяю, что "Человек с бульвара КапуцинОК" не продолжение, а ПАРАФРАЗ. Доподлинно - "парафраз" - разные виды переработки текста (в нашем случае сценария, фильма). У нас - картина, снятая по мотивам... А потому прошу зрителя расслабиться, прийти с открытым забралом и получить заряд хорошего настроения.


- Насколько нам известно, Вы очень хотели, чтобы в фильме главную роль сыграла именно Мария Миронова, и могли даже не запустить проект в случае ее отказа. Расскажите, пожалуйста, почему? Как Вы подбирали актеров на другие роли?


- Я уже говорила выше, что для меня очень важно было, чтоб главную героиню играла
а) Обаятельная Девушка (в первоначальном варианте в сценарии был мужчина)
б) Талантливая актриса
в) Дочь Андрея Александровича Миронова. Ею "оказалась" Мария Андреевна - блестящая продолжательница прекрасной фамилии и очень уважаемый и ответственный общественный деятель (Маша вместе с Женей Мироновым создала благотворительный фонд, который помогает пожилым актерам).


В остальных ролях прекрасные, талантливые и любимые. Например, Лиза Боярская. Ее Катя - враг-друг героини. Как и отец Лизы - Михаил Сергеевич Боярский, который тоже был антиподом мистера Феста в "Человеке..." с того бульвара... Это наша вторая совместная картина. Первая - "Вы не оставите меня", где Лиза, смею утверждать, блестяще сыграла не слишком талантливую актрису, капризного ребенка и умудренную опытом женщину, обаятельную и стервозную. В новой картине у нее тоже много лиц. И каждое новое лицо тоже "свое". Лиза талантливая актриса. Для тех, кто не уверен в этом, основывая свои впечатления на фильмах, которые "пользуют2 лишь ее красоту, предлагаю посмотреть ее работы в театре у Додина, ну и, конечно, две ее работы в наших картинах.


Евгений Миллер. Актер театра Олега Табакова. И в нашу картину попал с подачи Олега Павловича. Роль трудная: сочетание этакого провинциального "мачо" с наивом большого ребенка, да еще и маменькиного сынка v я попробовала очень многих и очень хороших актеров. А Женя пришел, попробовался, победил. Прозвище его героя по сценарию была Тайфун (пылесос какой-то!). Сходство с известным американским актером я приметила сразу, но как-то не акцентировала. А потом мне рассказали такую историю: на спектакле в "Табакерке", где главную роль прекрасно играет Женя, в полной тишине зала две дамы в возрасте вдруг стали вслух вспоминать, на какого актера Женя похож. И когда вспомнили (Ну конечно Роберта Де Ниро!), актеры на сцене, услышав, "раскололись". Пришлось им срочно менять мизансцену и весь эпизод провести спиной к залу. А тогда и мы поменяли "Тайфуна" на "Дениру", к большому удовольствию всей съемочной группы. Я очень надеюсь, что если вдруг такое случится и Роберт Де Ниро увидит картину, наш Женя его не разочарует.


Юрий Гальцев играет мэра. На эту съемку к нам приехал очаровательный человек, который очень много помогал картине, мэр Мурома (мы всю картину сняли в городе Муром) - Валентин Афанасьевич Кочеван. Его разведка (в любом нынешнем аппарате остались от старой системы две-три такие сверхбдительные дамы) доложила ему, что роль мэра в исполнении Гальцева - не слишком, мягко говоря, положительная. Город маленький. Скоро выборы. Мало ли кому что придет в голову?! И не желая подводить Валентина Афанасьевича, мы, совместно с его пресс-секретарем, придумали такой ход: столкнем двух мэров на одной телевизионной площадке. Пригласили на съемку телевиденье. И каждый мэр: и настоящий и киношный говорили о своем. Благо, что чувства юмора ни у того, ни у другого - не занимать! Вопрос был снят. Съемки продолжились.


Еще хочется сказать вот о чем. Когда к тебе на съемочную площадку попадает такой прекрасный импровизирующий актер, как Юрий Гальцев, - грех не дать ему "поиграть". В конце концов, если что не так - "Джонни сделает монтаж". Известно, что Гальцев прекрасно поет. А вот спеть заразительно мимо нот - это задача не из легких. Но Юра сделал это! И сделал абсолютно серьезно и от этого - смешно.


Андрей Носков - "режиссер", Игорь Гаспарян - "сценарист" фильма, который "снимают" наши герои. Ребята так упивались своими ролями, что практически поверили в свое новое предназначение.


"Не верю" - говорит "режиссер" Андрей "актрисе" (Анжелина Карелина) словами Станиславского. И ты веришь, что он не верит всерьез. Когда к нам на съемочную площадку забрела любопытствующая свадьба, а мы снимали эпизод, как снимается кино, Андрей, с моего благословения, тут же включился в импровизацию, развернул обе съемочные камеры: и настоящую и игровую, - и стал "строить" свадьбу. Надо отдать должное молодоженам и гостям - они абсолютно не растерялись и тут же включились в процесс. В Муроме много талантливых самодеятельных актеров, которые снимались у нас не только в свадьбе. К сожалению, "свадебный" эпизод не вошел в картину - просто не поместился. Увы, и не только этот. Может быть, я когда-нибудь, сговорившись с выпускающими картину на DVD, включу в диск в виде бонуса несколько сцен, не вошедших в картину... А Игорь, маленького роста, большеглазый и очень достоверный актер, падая на колени от счастья, что сценарий его героя принят, произносит, перефразируя Пушкина: "вымысел вроде бы да? А я как обольюсь над ним слезами! Как обольюсь"... Игорь на нашей картине успел совершить все, что настоящий мужчина может не успеть сделать за всю жизнь: родить сына, построить квартиру и купить машину с навигатором.


А еще я снова, уже в пятый раз! ("Московские каникулы", "Только раз", "О любви в любую погоду", "Вы не оставите меня") встретилась на съемочной площадке с моими любимыми героями полуфилософами, полубомжами, но всегда очень интеллигентными: Мишиным и Адабашьяном. На этот раз они рассуждают о кино. И, по-моему, сами того не подозревая, очень провидчески. "Надо в кино, - говорят они, - перекрыть все денежные потоки. Не платить никогда, никому. Пусть выживают, а мы посмотрим".


А еще в эпизодах и эпизодиках - Александр Олешко, Марина Голуб, Сергей Габриэлян, Николай Фоменко, Анатолий Калмыков, Максим Коновалов и другие, прекрасные и любимые. Одна очень милая дама, зная, за какие скромные деньги мы снимали картину (инвестор, однофамилец вождя мирового пролетариата слинял за две недели до съемок), спросила: "Как Вам удалось собрать столько звезд?"


А примерно так... Николай Фоменко, отснявшись, собрался уезжать. А я ему говорю: сходите к Алексу (исполнительный продюсер), получите какие-никакие деньги. А Коля так удивленно спрашивает: "Правда, что ли? И платить будете?" Он и не рассчитывал. Приехал по дружбе.


А Леня Ярмольник попросил перевести положенные ему (увы, тоже не великие, но все-таки) деньги на счет маленькой дочки Саши Абдулова.


Из той, из прошлой картины у меня есть еще один привет: это Михаил Боярский на коне и в том же костюме, и Андрей Александрович Миронов фотографией в деревянной рамке.


Алексей Булдаков сыграл одну из самых главных ролей - роль папы Гарика. Его Гарик мягкий, вкрадчивый, влюбленный тоже, как и героиня, в старое советское кино, абсолютно неожиданный для этого прекрасного актера, которому чаще всего предлагаются роли разного ранга вояк. В финале картины Леша приходит с покаянием к героиням и произносит такую фразу: "Сегодня смотрел "Когда деревья были большими" - так плакал". Этой фразы не было в сценарии. Это с Лешей было на самом деле. Он мне рассказал. И это стало заключительными словами его героя. И еще у Алексея Булдакова чудный дом и чудная жена Люся. Боевая подруга. И вместе они красиво поют и очень вкусно кормят.


- За счет чего в картине создается комический эффект? Вы говорите, что кино достойно времени. Какого юмора достойны сегодняшние зрители - "второсортных приколов", плоских острот, иронических замечаний, язвительных насмешек или все-таки умных, искренних шуток?


- В нашей картине "смешинки" рассыпаны по всему "полю". И для  разных людей. Одни, надеюсь, будут смеяться над представлением об IQ у человека, который не знает, что это такое, другие, те, кто знают историю отечественного кино, - над цитатами из старых советских фильмов (например, из речи Маши перед своими "коллегами" в первый съемочный день: "Вот стаю я перед вами простая сельская учительница, русской бабушкой воспитанная, Голливудом порченная"), третьи поймут, почему "если не получится комедия - будет трагедия", и услышат Пушкина за признаниями "сценариста". А все вместе, если не будут омрачать свой просмотр сравнениями того "Человека с бульвара..." и нынешнего - смогут улыбнуться, расслабиться, а иногда и посмеяться... Сегодня это важно, как никогда.


- Наблюдаете ли Вы динамику в улучшении качества российской комедии в последнее время?


- Когда улучшается все кино - подтягивается и комедия. Хотя высокой комедии нужны препятствия. Она должна пробираться к зрителю сквозь "рогатки". Вседозволенность расслабляет. Теряется "нюх" на высокий юмор, как у тех, кто делает комедию, так и у тех, кто ее смотрит. К сожалению, сегодня рынок диктует свои условия. Я много лет пыталась доказать, что "Забыть Герострата!" - Григория Горина - это замечательная трагикомедия, даже трагифарс, очень нужный сегодняшнему зрителю. Но меня не услышали. Дорого. Неформат. Может, Эльдару Александровичу Рязанову удастся убедить. Он все-таки - тяжеловес...


Комедию делать очень сложно. Гораздо сложнее любого другого жанра. Я ведь побывала в разных жанрах. Удачные комедии редки во всем мире. Как говорил мой учитель, Георгий Николаевич Данелия, в мире делается в год 50 комедий. По-настоящему удачных бывает 3-4. Почему они все должны быть у нас?


Я уже десять лет провожу фестиваль комедии "Улыбнись, Россия!". Он придуман в поддержку отечественной комедии. Это смотр наших комедий разного толка, направления, степени "смешности". Но все они получают обязательно дипломы Участника. И Дебюты в комедии мы поддерживаем особо. Режиссер, который вступил на этот сложный, опасный и очень нужный зрителю путь - КОМЕДИИ - Камикадзе. И его надо холить и лелеять - чтоб не сбежал.


- Раньше кино обогащало телевидение, а сейчас, наоборот, телевидение снижает планку снимаемых кинофильмов. Как Вы относитесь к тому, что на современную комедию сильное влияние оказывают популярные юмористические телевизионные шоу?


- Прислушиваюсь. Присматриваюсь. А какие есть еще варианты? Бывают удачные смешные передачи и программы. Можно ведь и поучиться кое-чему и привлечь талантливых ребят в кино.


- Расскажите, пожалуйста, трудно ли было пробиться с картиной "Человек с бульвара КапуциноК" в прокат? Или же дистрибьюторы с трепетом относятся к жанру комедии, к собственным впечатлениям от неоднократных просмотров "Человека с бульвара Капуцинов" и других Ваших картин?


- Это больше вопрос к моим дистрибьюторам "Профит синема интернешнл". Хочется надеяться, что все у них - и соответственно у картины - сложится. Режиссеры - люди суеверные, поэтому плюю через левое плечо, стучу по дереву...


Источник:: http://www.proficinema.ru/

Следующая

Комментарии посетителей (0)
 
Четыре Рождества
Когда в светлые голливудские головы начинают стучаться идеи рождественских романтических комедий, иногда всё же лучше...
Враг государства N1
Заключительную часть хроники похождений харизматичного гангстера Мерина ждали не слишком долго, но действительно с...
День, когда Земля остановилась
Желание режиссера Скотта Дериксона снимать нетривиальные фильмы вполне очевидно. Чтобы оно стало кристально ясным,...
Copyright © RIN 2004-.
Rambler's Top100