Кино > Интервью > подробно

Интервью

Чулапан Хаматова: В ширпотреб не пойду

Я насчитал три с половиной фильма, так или иначе связанных в вашей фильмографии с Германией.
Скорее, три с четвертью.

Целые - это "Тувалу", "Англия!", "Виктор Фогель - король рекламы", а половинка - это "Лунный папа", поскольку он сделан в копродукции с Германией.
Ну, там кого только не было - и Швейцария, и Япония, и Франция, и Австрия.

"Тувалу" и "Лунного папу" показывали в кино и выпустили на видео, "Виктор Фогель" сейчас выходит в прокат. А вот "Англия!" остается загадкой.
Это кино сделал молодой немецкий режиссер Ахим фон Борриес. Он снял непохожее на новое немецкого кино фильм. Картина, скорее, французской получилась, настоящей такой. У меня там совсем крошечная роль, всего три эпизода. Я пошла сниматься потому, что там играли мои друзья - Ваня Шведов, питерский мальчик, и Мераб Нинидзе, грузинский актер, теперь уже австрийский. Они на главных ролях. Фильм о дружбе. То, что получилось, мне очень нравится. Если будет возможность, обязательно посмотрите. Настроенческий такой фильм, настоящее кино как искусство, как я его понимаю, не дешевка.


Как Вы попали в "Виктора Фогеля"?
Для меня самой загадка, почему им понадобилось брать русскую артистку на роль богатой немки. После "Лунного папы" одно австрийское актерское агентство взяло меня на учет. У меня не было особых надежд. Думала, подсунут какую-нибудь стереотипную роль о русской проститутке, которая провозит через границу кокаин в трусах. Я знала, что не пойду в такой ширпотреб, не буду сниматься в кино, рассчитанном на поверхностное восприятие, и поэтому была настроена скептически и на серьезные роли не очень-то надеялась. И вдруг меня вызывают на кастинг. Я читаю сценарий (к тому времени я уже более-менее освоила немецкий) и долго не понимаю, почему им нужна русская артистка. Зачем нужно из Москвы вызывать на кастинг? Почему меня? В сценарии это никак не оговаривалось. Там нормальная девушка, художница, занимается инсталляциями, и немка, и богатая, и любовь-морковь- Но они вызвали меня, я приехала, мы поиграли с мальчиком, Александром Шеером. И мне сказали, что меня утвердили. А дальше начали снимать.


Были проблемы с языком?
Я, конечно, разговариваю с акцентом. Он у меня не сильный, не грубый, но есть. К тому времени в Германии прошел "Лунный папа". Был настоящий успех, а не так, как здесь, в России. И поэтому публика уже знала, что я русская актриса. И встал вопрос: менять ли в сценарии мою героиню на русскую или озвучивать чужим голосом. И самое трагичное в этой истории заключается в том, что меня все-таки переозвучили, хотя я чистила язык как могла. Работу проделала огромную: и с актерами обсуждала, и юмор вытаскивала.
Но от акцента, конечно, не избавиться за такой короткий срок, тем более что я там не живу. После озвучания многое пропало - и по смыслу, и юмор. Я очень расстроилась.
Поначалу была сцена на русском с объяснением, что мой папа дипломат. Это позволило бы оправдать акцент. Но потом от этой идеи отказались. А главное - причина была примитивная. Я бы даже сказала, политического свойства. Они решили, что при папе-дипломате такая роскошная квартира и машина у девочки быть не может. А раз она богатая, то родители у нее - бандиты. А если они бандиты, то это нужно оговаривать. Это мне сказал продюсер. Режиссер был расстроен. И звукорежиссер был расстроен. Ну, я, естественно, тоже была расстроена, когда узнала, что в озвученном варианте какие-то акценты сместились. Не потому, что они плохо озвучили, а потому, видимо, что не расслышали, что я имела в виду. Вот такая грустная история из-за того, что вмешался стереотип о нашей стране, что у нас богатых и культурных быть не может. Хотя я пыталась убедить, но не удалось.


Вы отказываетесь от участия в "ширпотребе", стало быть, "Виктор Фогель - король рекламы" - это не просто еще одна развлекательная комедия для молодых? В чем же, по-вашему, ее особенность и уникальность?
Во-первых, режиссер по стилю работы ближе к арт-хаусу: по глубине вовлечения всей группы в съемочный процесс, по тому, как он выстраивает кадр, двигает камеру, работает с артистами. Мы очень долго репетировали. Это не было похоже на вариант "снять культовую картину, на которую будут ломиться люди, и заработать денег побольше". Мы пытались глубже разобраться в этом клубке проблем: деньги-любовь-искусство-реклама-старшее поколение. У Гетца (актер Гетц Георге, исполнивший роль креативного директора рекламного агентства - ред.) там очень сильные по актерской работе сцены, где его персонажа просто жалко становится.
Во-вторых, фильм не мог получиться обыкновенным из-за того, что сам режиссер - нестандартная личность. Взять хотя бы то, как он музыку подбирал! Он этой музыкой жил, все время ставил ее у себя в машине, мы на площадке постоянно эти песни пели, а потом все это вошло в фильм (смеется). Саундтрек у фильма абсолютно безбашенный, вещи никак друг с другом не связаны, кроме какого-то настроенческого момента.
В-третьих, мне не кажется, что главный герой не целиком вписывается в моду. Его нельзя назвать актуальным, актуален только род его занятий. А сам мальчик очень необычный. Как и актер, который его играет (Александр Шеер - прим. Ред.). Он не очень понимает, что творится в современной музыке, его это как бы не интересует. Он ходит исключительно в рубашках 60-х, слушает "Роллинг Стоунз". И это с его стороны не понтерство, это его сущность. Я знаю, потому что мы долго общались. Вообще, он сам музыкант, играет в рок-группе. Он часто меня таскал туда к своим друзьям слушать эти концерты. Я бы не сказала, что такой человек может быть актуален в рыночном смысле.

А мне казалось, что актер Александр Шеер в Германии звезда.
Я говорила про героя - он не из тех, кого встретишь на улице через каждого второго. А Александр - да, звезда, после "Солнечной аллеи" стал известен. Но он не кидается в кино. Я знаю, что там есть актеры, которые попадают в струю, также как и у нас, и дальше начинают использовать свой типаж, зарабатывать на этом деньги. Александр не такой, он бросил кино, сейчас играет в театре. Я видела его спектакль, где он играет Треплева в "Чайке". Он ищет, смотрит, что ему подойдет.

Вы его консультировали?
Не-а. Я не вмешивалась, мне было интересно, как он сам это сделает. Он очень боялся, когда я пришла. Это было ужасно приятно. Когда там ты говоришь, что ты русская театральная актриса, твой статус сразу повышается. За этим до сих пор еще тянется шлейф того легендарного русского театра. У них ощущение, что раз ты русская актриса, то у себя дома ты чуть ли не со Станиславским чай пьешь.

Кто-то из западных журналистов очень удивился, что в "Викторе Фогеле" вы сразу попали в такой звездный состав, как Александр Шеер и Гетц Георге. В России вы к тому моменту были уже очень известны. Здесь же ситуация обратная: Шеера в России никто не знает, на "Фогеля" пойдут из-за вас. Над европейскими звездами словно висит рок неконвертируемости. Как вам кажется, удастся ли Александру его преодолеть?
Думаю, да. Морицу Блябтрою же это удалось. Мне говорили, что после "Беги, Лола, беги" его в Москве узнавали на улицах.

Вы сказали, что часто бываете в Германии. Это как-то связано с судьбой уже снятых фильмов?
Да, конечно.

То есть вы участвуете в их раскрутке?
Ну да. Когда они не жалеют денег, чтобы вызывать меня из Москвы. Но кроме этого, я продолжаю сниматься. Последняя моя работа - "Good Bye, Lenin!-, которая в Германии выйдет на экраны к октябре. Режиссер Вольфганг Беккер. Там мне разрешили говорить своим голосом, не взирая на акцент, так как я играю русскую. Самой интересно, что из этого получилось. Фильма никто не видел, Вольфганг никому его не показывает, сам сидит монтирует.

Никаких прогнозов?
Не-а. Даже жанр трудно предсказать, поскольку в сценарии было одно, а потом на съемочной площадке выяснилось, что режиссер видит это по-другому.

Вам удается импровизировать на съемках?
Импровизация возможно только на материале, который ты хорошо знаешь и предварительно изучил. В кино на это не всегда есть время. В русском кино я вообще ни у кого - кроме Абдрашитова - не репетировала до съемок. Всегда все происходило в съемочный день. Выучила текст - и давай, пошла! Тут не доимпровизируешься. Дай бог успеть договориться с режиссером, который всегда занят массой других дел. Единственное счастье безумное было на "Лунном папе" у Бахтиера Худойназарова. Там была сплошная импровизация, когда он шел за актерами и подсказывал, и наши глупости вдруг возводил в глубокую метафору. С ним было ощущение сотворчества. Мы сразу отошли от сценария, из-за чего поначалу был легкий шок: "А как же те слова, а как же та сцена?" В первый же день начали снимать сцену у поезда. Мы ему: "Почему? Что? Куда? Какие костюмы?" А он все: "Неважно, неважно". Актерское удовлетворение было невероятное.


В Европе фильм имел огромный успех


В Италии меня просто на руках носили. Все говорят: "Звезда, звезда"- И только в Италии, куда привезли "Лунного папу" я, наконец, почувствовала, что это такое, в чем это выражается. Ну, королева. Ношение на руках. А когда после фестиваля я приехала Питер, где в зале сидело четыре человека. Четыре! (смеется) Потому что не было никакой рекламы. Ко мне подбежал прокатчик и закричал: "Вы привезли плакаты?" (смеется) А в Питере я оказалась случайно, что-то озвучивала и зашла представить фильм. Увидела четырех человек, расстроилась ужасно (смеется). А в Италии был бум! По-разному очень воспринимают фильм. Не знаю, почему. То же самое со "Страной глухих", которая никакого впечатления не произвела на Берлинском фестивале ни на кого, а здесь она имеет такой огромный резонанс.


Вы следите за арт-хаус-линией "МК-Другое кино"?
Эту серию я знаю. "Любовное настроение" мне очень нравится, просила всех знакомых, чтобы достали мне кассету. "Танцующая в темноте", естественно, тоже в числе самых любимых. Видела "Желание", но, если честно, не поняла этот фильм. А это что? Гринуэй?


Да, "Контракт рисовальщика", недавно выпустили.
Этот фильм я тоже знаю. Нет, здорово, что вообще есть такая серия.

Что вы можете посоветовать для серии?
Мне очень понравился "Last Resort" с Диной Корзун. И еще фильм "Англия!", в котором я снялась.

Беседовал Вадим Агапов




Следующая

Комментарии посетителей (0)
 
Юрьев день
Кирилл Серебренников, ругать которого сейчас особенно модно, лишний раз подтвердил, что он из тех режиссеров, чье творчество...
Каменная башка
Режиссера Филиппа Янковского, отличившегося два года назад фильмом 'Меченосец', сегодня по-прежнему волнует проблема...
Гитлер капут!
Дабы немножко ободрить потенциального зрителя 'Гитлера Капут!', стоит отметить, что штурмующая российские кинотеатры...
Copyright © RIN 2004-.
Rambler's Top100