Кино > КиноПрофи > подробно

КиноПрофи

Классика обновленная, возрожденная и прижизненная

2003-й - год второго рождения Чаплина: стараниями французской фирмы МК2 идет работа по реставрации и оцифровке фильмов великого комика, за основу берутся эталонные копии из коллекции семьи Чаплиных.


В мае на Каннском фестивале были показаны "Новые времена": исцарапанное зернистое изображение стало четким и ярким, восстановилось не только его техническое, но и эстетическое качество, вычищена от тресков фонограмма, оригинальный монозвук теперь можно сделать объемным. Сеанс стал сенсацией: увядший шедевр предстал во всей своей новизне и блеске.




А чуть раньше Берлинский фестиваль показал восстановленного "Великого диктатора" 1940 года, который оказался смелее и современнее всей конкурсной программы. В нем, напомню, Чаплин сыграл две роли: диктатора Томании Аденоида Хинкеля и еврейского цирюльника из гетто, оба как две капли воды похожи на Гитлера. После премьеры Чаплина возненавидели три человека: Гитлер, Муссолини, выведенный в фильме под именем диктатора Бактерии Бенцино Напалони, и Сталин, который в фильме отсутствовал, но обиделся за братьев по идеологии. В своих придворных кинозалах все трое охотно смеялись над фильмом, причем Гитлеру особенно нравились кадры с Муссолини. Но "Великий диктатор" был запрещен во всех оккупированных странах, а Гитлер объявил Чаплина вне закона. Никогда не шел фильм в СССР и даже в "новой России": прокатчики уверены, что одну из самых смешных в истории картин не станет смотреть зритель: старая и черно-белая.



Это первая лента Чаплина, где есть диалоги (он долго не признавал звуковое кино и использовал только музыку). Но и здесь главенствуют знаменитые трюки и гэги, которые потом исчезли из арсенала кино. Их попытался возродить у нас Леонид Гайдай, отчего стал бешено популярен. Но в целом это великое искусство благополучно скончалось. И теперь приятно, смешно и грустно посмотреть одно из его высших достижений.



Образ Гитлера так навсегда и слипся с образом Хинкеля. Есть несколько сцен, которые вошли в кинохрестоматии: игра с глобусом-мячом или бритье под Венгерский танец Брамса. А безымянный парикмахер - это опять классический Бродяжка с его атрибутами: котелком, тростью и привычкой трясти ногой, как песик у столба. В роли подруги героя Полетта Годдар, жена Чаплина и актриса многих его фильмов. Комедийное мастерство Чаплина фантастично: эффекта, которого сегодня добиваются путем манипуляций с компьютером, он достигал своим телом и актерской техникой.



Вышедший на DVD МК2 первый том "Чаплинской коллекции" содержит два диска: на одном фильм как с оригинальным монозвуком, так и со звуком в системе 5.1. Картина снабжена титрами на многих языках, включая корейский, но исключая русский. На втором диске лента 2001 года "Бродяга и диктатор", где Кеннет Брана рассказывает об истории фильма, используя богатый видеоматериал. Здесь же цветной репортаж о работе над "Диктатором", снятый братом Чаплина Сиднеем, сцена из фильма 1919 года "Солнечная сторона", откуда растут ноги чаплинского Цирюльника, и снова Гитлер с Муссолини, но уже в отрывке из "Мсье Верду". Даны фрагменты из десятка других фильмов, которые выйдут в "Чаплинской коллекции".





"Русский ковчег"
Россия-Германия, 2002
Режиссер: Александр Сокуров
DVD: Pyramid Home Video




Кадр из <a href="http://cinema.rin.ru" target=_blank class=red>фильма</a> "Русский ковчег"



Фильм Александра Сокурова "Русский ковчег" сопровождался серией скандалов. Сначала он претендовал на Золотую пальмовую ветвь в Канне, но ничего не получил, и автор объяснял это негодной проекционной техникой. (Пролетев через год с "Отцом и сыном", он объяснил это неготовностью Канна к настоящему искусству). Потом "Ковчег" выдвинули на европейского "Оскара", но в номинации "операторское мастерство". Оскорбленный тем, что не выдвинули режиссера, Сокуров снял фильм с конкурса и даже заявил, что его как раз не устраивает работа немецкого оператора Тиллмана Буттнера - того самого, которого в рекламных интервью называл замечательным мастером.



Фильм интересен тем, что снят полуторачасовым куском без остановки камеры, которая находится в беспрерывном движении и прошла длинный путь сквозь залы, коридоры, лестничные марши, подвалы и запасники Эрмитажа, скрепив единым повествованием три века русской истории. Рассказ идет от лица некоего маркиза (подразумевается автор книг о России француз маркиз де Кустэн), который, покачиваясь на тонких ножках, ведет нас по музею. Этот прием "фильма без склеек", построенного на внутрикадровом монтаже, дает ему некий дополнительный драйв - то, что Сокуров назвал "единым дыханием". Он сближает эпохи и населяет легендарный музей тенями прошлого.



Кадр из <a href="http://cinema.rin.ru" target=_blank class=red>фильма</a> "Русский ковчег"



Этот прием потребовал циклопической по масштабам работы армии статистов, гримеров, костюмеров и декораторов, и это своего рода административный подвиг, потому что любой из участников мог неточным движением испортить всю конструкцию, у которой нет и не могло быть дублей.



Художественного открытия здесь нет: Хичкок уже в 1949 году использовал прием длительной съемки, чтобы создать эффект непрерывности и тягостной продолжительности действия - при всей формальности замысла, это ему удалось значительно больше. Тем не менее, метод, использованный Сокуровым, не имеет прецедентов по метражу экспонированной пленки и уже поэтому стал вехой в кино, сенсацией, на которую клюнули иностранцы. В американской прессе поражены экспериментом, аттракционом-рекордом, но я ни разу не встретил упоминаний о том, зачем это все понадобилось.



Почему "Русский ковчег" пользуется успехом везде, кроме России?



Директор Эрмитажа Пиотровский, объясняя, почему он вопреки правилам разрешил съемки в музее, говорит: "Кино - липовый мир, Эрмитаж - настоящий. Здесь липовый мир и мир настоящий сливаются вместе". Но именно от этого соседства, добавлю, получилась липа в квадрате. И эта липа видна только в России. Только здесь услышат немыслимую фальшь в интонациях персонажей, которая подтверждает, что некогда лучшая в стране ленинградская актерская школа в кризисе. Только нашему зрителю очевидны накладные парики и буффонада костюмов, а когда в толпе мелькает неузнанный заграницей Пушкин, то фильм и вовсе начинает походить на аляповатую оперетту. Хотя этот жанр плохо сочетается с трагифилософическими тирадами Сокурова за кадром.



Кадр из <a href="http://cinema.rin.ru" target=_blank class=red>фильма</a> "Русский ковчег"



Иностранцы видят подвиг оператора, который работает действительно виртуозно, видят голливудский размах массовок и, пораженные, думают, что прикоснулись к самой русской истории. Это типичное кино на экспорт, и торжествующая фраза, которую Сокуров обронил в одном из интервью: "Америка у моих ног" - судя по всему, обозначает сверхзадачу всего предприятия.





"Идиот"
Россия, 2003
Режиссер: Владимир Бортко
DVD: CP Digital



Главным событием телевизионного мая был 10-серийный фильм Владимира Бортко "Идиот" - подробное прочтение романа Достоевского со звездным составом актеров. Продюсера Валерия Тодоровского, который отважился на это предприятие, можно поздравить с победой: оказалось, что и современная публика, вопреки убеждению дельцов от ТВ, клюет не только на мафиозные разборки, но - в куда большей степени - ностальгирует по классике. Сериал смотрели даже те, кто сериалы не смотрит принципиально, не понимая, как можно разменивать жизнь на жвачку. Рейтинг оказался рекордным, такого в России не было со времен английского сериала "Сага о Форсайтах", который в 70-х каждый вечер опустошал улицы городов и поселков по всей стране.



Библиотеки зафиксировали резкий рывок спроса на Достоевского. "Идиота" спрашивали в магазинах, брали у знакомых - новое поколение заинтересовалось русской классикой, которую доселе только "проходило". ТВ впервые за многие годы снова стало нести в массы разумное и вечное.



Жанр сериала здесь проявил свои лучшие качества: возможность пережить роман во всех тонкостях и деталях. Мы заново открыли талант Евгения Миронова. Как мы видели, он возбудил не только восхищение, но и черную зависть своих коллег, которые не постеснялись заявить, что играли Достоевского лучше. Хотя так Достоевского не играл у нас никто, даже Смоктуновский в роли Мышкина был патологичней, а потому поверхностней. В фильме незабываемы Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Алексей Петренко; к сожалению, значительно уступают им Лидия Вележева и Ольга Будина, которым не хватило не только профессии, но и личностных качеств, каких требует материал этого уровня.



Теперь сериал вышел на DVD - два элегантных томика книжного формата (в каждом по два диска), которые займут почетное место в домашних библиотеках. Отныне фильм можно "читать", не отвлекаясь на рекламу, в удобное время, на сон грядущий - как любимую книгу.





"Фрида"
США-Канада, 2002
Режиссер: Джули Тэймор
Видео и DVD: Компания West



Кадр из <a href="http://cinema.rin.ru" target=_blank class=red>фильма</a> "Фрида"



Событие июня - вышедшая на DVD картина "Фрида" о мексиканской художнице Фриде Кало, жене Диего Риверы и любовнице Троцкого, само имя которой было в СССР под запретом. Ее жизнь - сюжет для мелодрамы: девушка попала в автобусную катастрофу, ее собрали по частям, и она на всю жизнь осталась инвалидом. Талантом и красотой она сумела привлечь внимание большого бабника Риверы, стала ему необходима, но в тени великого художника долгое время оставалась неизвестной. И только после ее смерти в 47 лет широкая публика обратила внимание на ее трагичные полотна, о ней теперь написаны книги и снят фильм.



Кадр из <a href="http://cinema.rin.ru" target=_blank class=red>фильма</a> "Фрида"



Фриду играет Сэлма Хайек, которую мы знаем по ролям хорошеньких куколок. Здесь она проявила качества большой трагической актрисы. Много лет мечтая о такой роли, она добивалась постановки картины о Фриде и привлекла режиссера Джули Тэймор, у которой большой опыт оперных постановок: это чувствуется в фильме, где музыка играет важную роль. Лента поражает изысканной красотой экранной живописи с "риверовской" чистотой красок. В небольших ролях Джеффри Раш (Троцкий), Эдвард Нортон (Рокфеллер), Антонио Бандерас (Сикейрос), Риверу сыграл Альфред Молина ("Ночи в стиле буги"). Двойной DVD очень высокого качества, фильм хорошо дублирован и снабжен богатой коллекцией бонусов: рассказ о съемках, о работе над спецэффектами и о самой Фриде Кало, интервью с Сэлмой Хайек и композитором Эллиотом Голденталем, звукосессия Хайек и многое другое.





"Счастье на час"
Китай, 2001
Режиссер: Чжан Имоу
Видео: Гемини Фильм Интернациональ



"Гемини Фильм" выпустил на VHS "Счастье на час" - картину для китайского классика Чжана Имоу очень необычную. У него репутация бунтаря и одного из зачинателей китайской "новой волны", его "Красный гаолян" и "Жить" вывели китайское кино на мировые фестивальные орбиты, в "Шанхайской триаде" он опробовал территорию жанрового кино - сделал своего "Крестного отца" с чисто восточной изысканной чувственностью, а "Герой" - образец боевого шоу в стиле "Крадущегося тигра". И вдруг эта бытовая комедия в стиле Эльдара Рязанова. Холостяк задумал жениться на энергичной вдовушке. Но ей нравятся только состоятельные мужчины, и он открывает в старом автобусе "отель", который сдает парочкам для короткой любви. У невесты есть падчерица - красивая и слепая. И начинается ложь во спасение: вместе с друзьями-рабочими герой прямо в цехе сооружает муляж отеля, куда пристраивает девушку массажисткой. Эта немудреная обаятельная комедия открывает нам совершенно новый современный Китай, где коллизии и характеры уже не кажутся сошедшими с Марса.



К сожалению, на обложке кассеты неумелым переводчиком перевраны все имена создателей: знаменитейший Чжан Имоу стал Зангом Юмоу, известный актер Чжао Бэньшань - Зао Беншаном, а Дон Цзе - Донгом Джи.





"Адаптация"
США, 2002
Режиссер: Спайк Джоунз
Видео и DVD: Pyramid Home Video



Кадр из <a href="http://cinema.rin.ru" target=_blank class=red>фильма</a> "Адаптация"



Этот фильм, который претендовал на берлинского "Медведя", доставит наслаждение любителям кино иронического и "клубного", т.е. для посвященных в хитросплетения творческих процессов. Режиссер Спайк Джоунз ("Быть Джоном Малковичем") снова обратился к сценарию Чарли Кауфмана, который порезвился, не зная тормозов. Героями Кауфман сделал себя и своего несуществующего брата-двойника Доналда (обоих играет Николас Кейдж). Оба - киносценаристы, что дает возможность повести нас за кулисы и увидеть Джона Малковича на съемках фильма "Быть Джоном Малковичем". Пока Чарли вымучивает сценарий по книжке "Похититель орхидей", написанной некоей Сьюзан (Мерил Стрип), Доналд решил разбогатеть на триллерах. Различить обоих невозможно, что окончательно запутывает дело. Разбираться и не нужно, нужно отдаться веселому абсурдному розыгрышу. В фильме хорош также Крис Купер в роли похитителя орхидей Лароша. Есть джунгли Флориды, автокатастрофы, нападение крокодилов и другие радости кинематографического быта. Кто досмотрит до конца финальные титры, увидит главный прикол картины - ее посвящение памяти усопшего и обозначенного в числе авторов, но никогда не существовавшего сценариста Доналда Кауфмана. DVD в русской версии имеет плохой баланс по звуку, что мешает слушать как оригинальный текст, так и закадровый перевод. Титры же многословны, ибо фильм на редкость болтлив: читая, упускаешь много интересного. В общем, учите английский в совершенстве, господа, и вы в дамках.





"Вдали от рая"
США-Франция, 2002
Режиссер: Тодд Хэйнс
Видео: Pyramid Home Video
DVD: CP Digital



Кадр из <a href="http://cinema.rin.ru" target=_blank class=red>фильма</a> "Вдали от рая"



Есть фильмы для внутреннего употребления там, где они сделаны. Успех картины "Вдали от рая" у нее на родине любому в России покажется загадкой. А в США критики выставляют ей высшие баллы, держат среди шедевров и выдвигают на "Оскара". И все потому, что политкорректность там стала не прагматической нуждой (иначе друг друга перебьем), но и душевной склонностью. Со стороны это выглядит редкостным простодушием.



Итак, счастливое семейство: красавец муж с красавицей женой ведут красивую жизнь в красивом доме красивого штата Коннектикут. Но у мужа есть тайна и он долго мыкается, пока однажды жена не застает его с мужчиной. Ведет мужа к доктору, но все напрасно - в этом смысле фильм может стать учебным пособием для московского мэра, недавно объявившего гомосексуализм болезнью: врачи тут бессильны. Муж еще немного борется с собою, но на ближайшем пляже сдается на милость победителю. И жена из чистейших побуждений заводит дружбу с негром-садовником. Садовник умный, начитанный, благородный, философски образованный, и почему он такой ходит в садовниках - неясно. Но общество принять эти чистые отношения не готово, ибо действие происходит в 50-х, когда не было секса, гомосексуализма и дружбы народов. Наблюдая такой фильм, современная Америка, где негра уже нельзя назвать иначе как афроамериканцем, а геи давно не стесняются своих привязанностей, дружно плачет в кинозалах над собою прежнею, нетерпимою и жестокою. И радуется прогрессу, который произошел.



Кадр из <a href="http://cinema.rin.ru" target=_blank class=red>фильма</a> "Вдали от рая"



Это похоже на советский фильм об ужасах царизма, при котором благородству, чистоте помыслов и общественной терпимости не было места. Считалось, что при Советах все это в России появилось. Так и здесь: в 50-х американские люди жили вдали от рая, а теперь они поумнели и стали райски политкорректными.



Режиссер Тодд Хэйнс умело стилизовал не только мелодрамы 50-х (он взял за образец фильм Дагласа Сирка "Все, что позволят небеса" про любовь к садовнику), но и сумел воскресить взгляды и понятия тех лет. В картине очень красива Джулианна Мур. Она так красива, что ее выдвинули на "Оскара", но она его не получила, зато получила приз в Венеции. Не менее изысканно цветовое решение: дамы хорошо подобраны по тону: то они все багровые, а то золотистые, и все заканчивается веточкой цветущей яблони в диафрагму. DVD хорош по техническому качеству, но скуп на бонусы.




"Страх.Сom"
Великобритания-Германия-Люксембург-США, 2002
Режиссер: Уильям Мэлоун
Видео и DVD: Компания West



Кадр из <a href="http://cinema.rin.ru" target=_blank class=red>фильма</a> "Страх.com"



Картина Уильяма Мэлоуна - паноптикум для эстетов, артхаус в жанрах Диснейленда. С одной стороны, редкостно изощренное изображение: темный дождливый старый город без признаков современности, мрачную гармонию нарушают только компьютеры, которые вносят хаос и ужас. Они подобны монстрам из будущего, которые вторгаются в стабильно архаичный мир. С другой стороны - беспомощный сюжет, за которым следить довольно скучно. Интернетный сайт FearDotCom, который ровно через 48 часов убивает каждого туда заглянувшего, попросту не придуман авторами и представляет собой хаотическое нагромождение довольно аляповатых страшилок. А разгадка тайны ошеломляет отсутствием логики.



Впрочем, интервью, которое дано в бонусах DVD, обнаруживает в режиссере фильма признаки легкого слабоумия, характерные для тех, кого в детстве сильно испугали, и кто теперь кайфует от элементарного привидения.





"Театр крови"
Великобритания, 1973
Режиссер: Дуглас Хикокс
Видео: Гемини Фильм Интернациональ



Английский классический ужастик 1973 года Дугласа Хикокса. Винсент Прайс играет актера театра "Олд Вик", который мстит своим критикам, убивая их методами, канонизированными в шекспировских пьесах - последовательно, сообразно текущему репертуару. Этот нехитрый, но отлично придуманный прием неплохо держит всю картину, превращая ее в цепь аттракционов. Такая картина очень неплоха как капустник и даст чувство глубокого удовлетворения любому человеку театра или кино, которого достали зловредные критики. Остальному человечеству она доставит удовольствие колоритным изображением "их нравов". Черный юмор фильма и веселит и ужасает, актеры играют хорошо, но сюжет неизбежно кажется монотонным и в принципе может закончиться когда угодно. VHS "Гемини Фильм", кассета, как всегда на "Лазер Видео", средних технических достоинств.





"Этот безумный, безумный, безумный мир"
США, 1963
Режиссер: Стэнли Крамер
Видео: Гемини Фильм Интернациональ



На кассетах к нам возвращается неотразимый "Этот безумный, безумный, безумный мир" Стэнли Крэймера - бурлескная авантюрная комедия, которая в 1963 году была главной сенсацией нашего проката. Сюжет сродни "Двенадцати стульям" Ильфа и Петрова: старик на смертном одре признается, что зарыл 350 тысяч где-то под буквой W, и орда Остапов Бендеров, Балагановых, Паниковских и мадам Грицацуевых наперегонки бросается на поиски клада. Фильм темпераментный, полный трюков и гэгов и местами очень смешон, но для комедии слишком громоздкий - его лучше смотреть в два приема, как сериал. Среди актеров такие титаны, как Спенсен Трэйси, Микки Руни и даже Бастер Китон. VHS "Гемини Фильм", техническое качество кассеты вполне приемлемо.





"Целуй меня, Кэт"



Подарок любителям театра: фирма "Image Entertainment" выпустила на DVD мюзикл "Целуй меня, Кэт" Коула Портера, поставленный в лондонском "Victoria Palace Theatre" с бродвейскими звездами Брентом Барреттом и Рэйчел Йорк. Т.е. не классический фильм 1953 года, а сценическое шоу 2002-го. Напомню, что Коул Портер из плеяды легендарных американских композиторов, создатель огромного количества шлягеров наподобие "Night and Day", вошедших в репертуар самых знаменитых звезд джаза и соул. Он написал музыку к фильмам "Розали", "Бродвейская мелодия-40", "Пират", "Канкан" и "Высшее общество", но самым знаменитым его мюзиклом стал "Целуй меня, Кэт", где использованы мотивы шекспировского "Укрощения строптивой". Это "театр в театре": гастрольная труппа поет и играет Шекспира, а параллельно развивается сюжет с напавшими на театр гангстерами и любовными перебранками между двумя главными звездами, отношения которых зеркально повторяют перипетии трудной любви Петруччио к Катарине. Рэйчел Йорк здесь блистательна и внешне напоминает первую голливудскую красавицу 30-х годов Дженет Макдональд, что придает действу пикантный привкус ретро. Звездой она стала именно в этом мюзикле: семнадцатилетней хористкой заменила заболевшую приму и, как в голливудской сказке, проснулась знаменитой. Есть в спектакле несколько отличных вокально-танцевальных номеров в хореографии Кэтлин Маршалл, из которых у всех на слуху "So In Love", "Too Darn Hot" и "Brush Up Your Shakespeare".





"Добро пожаловать в Коллинвуд"
США, 2002
Режиссер: Энтони Руссо, Джо Руссо
Видео: Союз-Видео
DVD: CP Digital



Кадр из <a href="http://cinema.rin.ru" target=_blank class=red>фильма</a> "Добро пожаловать в Коллинвуд"



Я сам, каюсь, чуть не пропустил эту чудную комедию под невыразительным названием "Добро пожаловать в Коллинвуд". Жутко смешная история в духе "11 друзей Оушена" о банде бедолаг, которые пытаются ограбить сейф, но при этом не умеют заколотить гвоздь без смертельных травм. Картина Энтони и Джо Руссо по типу напоминает также авантюрные ленты братьев Коэнов и лучшие новеллы О'Генри, она упоительно сыграна актерами, из которых самый известный Джордж Клуни. Фильм вполне прилично дублирован, но смотреть его лучше в оригинале - иначе упустишь смешной гэг: субтильный старикашка Тото (Майкл Джетер) говорит голосом Дона Корлеоне.


 

Источник:: Валерий Кичин

Следующая

Комментарии посетителей (0)
 
Потрошители
Джуд Лоу увлеченно тарабанит по печатной машинке, проговаривая вслух довольно прямолинейные рассуждения по поводу парадокса...
Фобос. Клуб страха
'Это место проклято:' - тихо прошепчет в один из кульминационных моментов 'Фобоса' артистка Агния Кузнецова. И ведь действительно,...
Хлоя
Когда в сеть просочилась информация о том, что режиссер Атом Эгоян решился поставить американский ремейк французской...
Copyright © RIN 2004-.
Rambler's Top100