Кино > Интервью > подробно

Интервью

Николай Викторов о создании фильма "Через тернии к Звездам"

Сын режиссера Ричарда Викторова и автор новой версии фильма "Через тернии к звездам" Николай Викторов рассказывает об истории съемок картины, курьезах, актерах, работе над фильмом и планах на будущее. Ведь впереди еще работа над восстановлением "Москвы-Кассиопеи" и "Отроков во вселенной" и возрождение российской кинофантастики.


Рукописи не горят, а легенды не умирают. Двадцать один год назад на экраны тогда еще Советского Союза вышел фильм, на долгие годы завоевавший сердца мальчишек и девчонок 1/6 части суши. На космическом корабле "Пушкин" под музыку, созданную синтезатором, подростки Советского Союза отправились путешествовать "Через тернии к звездам".


Историю, рассказанную Киром Булычевым, на экран перенес режиссер Ричард Викторов. Это благодаря ему в 1973-1974 годах появились на экранах космические одиссеи "Москва-Кассиопея" и "Отроки во Вселенной". Новый фильм был тоже про космос, про дружбу и любовь, про злодеев и мир, который они хотят себе подчинить. Картина стала прорывом через тернии, и она достигла звезд. Фильму удалось порваться через заслоны государственной машины, нашедшей в фильме намек на Афганский конфликт, преодолеть зарезанный в два с половиной раза бюджет, не пострадать во время землетрясения на съемках. Но главное - фильм пошел до зрителя и стал звездой на долгие годы.


Спустя двадцать лет, сидя на квартире у своего друга Михаила Косарева, Николай Викторов задумался о том, что бы совершить великого в этой жизни. Тогда и пришла идея воссоздать фильм своего отца "Через тернии к звездам". Сказано - сделано. С третьего ноября и до конца января новая версия картины снова обойдет всю Россию, снова подростки будут называть всех низкорослых и лысоватых людей Туранчоксами, а их родители вспоминать себя в их годы и таинственно улыбаться.


Подготовка новой версии "Через тернии к звездам" была едва легче самого съемочного процесса. Ушло много времени, прежде чем удалось отыскать негативы кинопленок, и уцелевшие рабочие материалы фильма, не вошедшие в первоначальную версию картины.


Хотелось воссоздать фильм таким, каким он должен был быть - красочным, динамичным, с объемным звуком и спецэффектами. Что-то уже было в первой версии картины, но требовало доработки, что-то было снято, но вырезано из соображений цензуры, какие-то моменты потребовалось удалить, чтобы сохранить динамику, присущую новому времени.

За двадцать лет многое изменилось. Спустя три года после выхода фильма на экраны скончался режиссер Ричард Викторов. В конце 80-х российский кинематограф пришел в упадок, годы девяностые вынудили актеров отца и сына Ледогоровых, снимавшихся в фильме, переехать жить в Новую Зеландию.


Николаю Викторову заняться переработкой классического фильма сам Бог велел. С двух лет он путешествовал с отцом и матерью и старшей сестрой Аней по городам и весям. Как семья циркачей, они кочевали с одной съемочной площадки на другую.


В интервью Дни.ру Николай Викторов рассказывает об истории съемок картины, курьезах, актерах, работе над новой версией "Через тернии к звездам" и планах на будущее. Ведь впереди еще работа над восстановлением "Москвы-Кассиопеи" и "Отроков во вселенной" и возрождение российской кинофантастики.
















"Первую съемку я помню, когда мне было два года", - рассказывает Николай Викторов. "Отец снимал "Переходный возраст" (1968 год). И там у меня была роль. Я подходил к скамейке и спрашивал "А меня то за что?". Там играл тогда еще молодой Игорь Ледогоров. Старший. Саму съемку я помню слишком хорошо. Больше я ничего не помню. Помню, это было в Волгограде".


И на съемках фильма "Через тернии к звездам" тоже присутствовали? Как это было?


Конечно. Я тогда уже был достаточно взрослый молодой человек. Это было вполне естественно, потому что я все время был на съемках со своими родителями. И съемки "Терниев" - это была штатная ситуация. То есть очередные съемки. Не то чтобы "У, блин! Кино снимаем". Вполне нормальный образ жизни.


На съемках забавные эпизоды были?


Не знаю, что называть забавным эпизодом. То, что было смешно для меня. - Потому что, понимаешь, это тема достаточно сложная. Вещи курьезные, поучительно-курьезные, то что мне сейчас в голову приходит. Когда во время съемок я начал ухаживать за девушкой, естественно у меня возникли проблемы. В Ялте дело было. Мне нужно было каким-то образом с ней отдыхать, проводить время. Отец собственноручно дал мне три рубля. И он сказал: "Старик, ну тебе же обязательно нужно будет сходить куда-нибудь. Ты же кавалер. Давай, я тебе дам денег чуть-чуть". Он сперва спросил "У тебя деньги есть?". Я так скромно, мол "Ну, конечно есть. Копеек пятьдесят найдется. Отдохнем, как люди". Тогда мне было уже пятнадцать. Я был такой, сформировавшийся юноша. Он сказал: "Я тебя понимаю. Держи". Он дал мне три рубля. Это были сумасшедшие деньги, потому что за эти деньги можно было пообедать в ресторане гостиницы "Ореанда".


Я был потрясен, потому что тогда впервые отец меня воспринял полноценным мужчиной. Не могу сказать, был это забавный случай, но для меня это было серьезно забавное ощущение. Мужчиной! Бугай.


Курьезы. Ну, например, землетрясение, которое было на Дэссе, которое в кино сделано - это было настоящее, реальное землетрясение. Которое было во время съемок. Курьез, может быть. Но было не смешно, потому что это было 4,5 балла. Это было очень серьезно все. Дэсса снималась на границе Таджикистана и Узбекистана. Это городок Асмара такой есть. Под Асмарой все это снималось. Там заброшенные какие-то заводы. Декораций почти не строили. Полностью с нуля строили только вход института Глана. А весь подземный город - это все реально существующее.


А эпизод, когда снимали Нийю обнаженную?


Что я должен сказать?


Почему не вошел этот эпизод в окончательную версию?


Отцу нужна была сцена с обнаженной Нийей не для того, чтобы показать голую женщину. А для того, чтобы показать, что женщина эта - искусственный человек. Искусственный человек без пупка. Показать женщину без пупка, просто так, задрав майку, достаточно сложно. Поэтому придумали сцену, в которой Нийа идет в воду, там она естественно разденется, и мы увидим, что у нее пупка нет, блин. В Госкино когда принимали эту сцену сказали "Ты че, офигел? Как это у бабы пупка нет? Это не женственно совсем". Им сказали, понимаете, здесь задача сцены такая. По другому - никак.


Короче, директивным образом стало ясно, что пупок надо отрезать. С пупком - это промашка вышла.


И поэтому в картину вошла сцена измененная очень сильно. То есть там, в принципе, очень много есть мест, если по артикуляции внимательно следить за людьми. Есть сцена, когда люди общаются с осьминогом Прулем. В картине его сейчас называют "Коллега Пруль"





















В новой версии тоже?


В новой версии тоже. Я оставил. Было достаточно сложно поймать на озвучании. Тем более не везде можно точно попасть. Но изначально это было "Ваша Грандиозность". Понимаешь? То есть "Ваша грандиозность" было уничтожено вполне естественно. И когда я заново восстанавливал, само по себе то, что девушка купается голой - это для меня естественно. Ничего в этом такого нет. Эта сцена потеряла актуальность на сегодняшний день. Она могла бы выглядеть максимум забавной. Причем ничего ни эстетически высокохудожественного нет, в моем понимании. То есть это убито.


Никаких кадров без пупка не осталось?

Попытались восстановить, но есть какие-то рабочие материалы, которые восстановлению не подлежат уже. Там есть какие-то вещи, которые не удалось восстановить. Можно было реально переснять. Метелкина прекрасно сохранилась. Другое дело, что Степан (Вадим Ледогоров) не помолодел и покрепчал. На 20 лет. Потому не получилось.


Можно было бы и доснять. Сцен не доснимали, вставляли только отдельные кадры. Если убрать историю с обнаженкой, картина драматургически вся сложена. Не было необходимости что-то изменять. То, что "доснято"- это дело немного зрелищности. То есть кадры зрелищные часто в драматургии картины не требуются. Так, довески. А если бы мы доснимали какие-то драматургические вещи - это достаточно тонкая история. Кажется, это нужно было только отцу делать.


А в работе над новой версией Булычев принимал какое-то участие?


Нет.

Ни консультантом-

Нет, никак.

Ну а-


Исторически. С одной стороны, у него времени не было. То есть мы пытались с ним встретиться, дописать какие-то сцены. Физически он бешено занятый мужик. Он же ученый на самом деле. И у него серьезная научная работа идет. У него сейчас идет какой-то очень большой проект. Он очень доброжелательно относится к проекту. У него нет проблем вроде "Не буду делать" (Николай изобразил брюзгу и рассмеялся). Хотя, мы с ним созванивались буквально позавчера. Он готов начать писать новую версию. Точнее, не новую версию, которую мы уже сделали, а продолжение.

Смысл есть?


Не понял


Ну, если подходить к этому, как "Звездные войны" есть про-


Нет. Нет, конечно. Продолжение - это понятие юридическое. Мы будем снимать продолжение кинофантастики в России, так скажем. То есть это будет некоторый фильм, который, может быть, будет связан с "Терниями", если это будет юридически ему необходимо. Для того, чтобы продюсерам было удобнее его позиционировать. Если не будет такой необходимости, я не вижу смысла воссоздавать этих героев. Так же, как не было, скажем, продолжения "Москвы-Кассиопеи" и "Отроков".


Ну, они улетели и жили себе. Все, история закончилась. Что там, сериал что ли делать. В современной ситуации можно было сделать "Вавилон-5", да. Можно было построить из этого целое предприятие. Построить. Тогда не было понятия продюсера. И вообще не было понятия сериала тогда. Поэтому не было продолжения. Это понятие конечно драматургии и бесконечной драматургии. Ну, когда ты сериал пишешь, у тебя есть алгоритм. Строятся какие-то бесконечные вариации. Вот, что Мита в "Границе" сделал. Изначально был сценарий фильма, после чего удалось его размножить до сериала. Но это позволяла история. А потом он перемонтировал сериал и получился фильм "Таежный роман". Но не каждую историю можно в сериал превратить.


А что касается восстановления "Москвы-Кассиопеи" и "Отроков"...


Я понял. Сейчас не существует физически не существует денег, чтобы сделать кино-копию. Это бешено дорогое удовольствие. Но мы обязательно будем делать DVD версию. У нас, как бы, проект и состоит из трех картин. В DVD-версию войдут ?Через тернии¦, "Кассиопея" и "Отроки". Почему мы с "Через тернии-" и начали. Потому что кинопленку восстанавливать гораздо сложнее. Более того, в DVD-Версии "Терниев" мы будем делать опцию старый и новый звук. Чтобы можно было понять, какая была старая версия, а какая новая. Сейчас звукорежиссер работает над тем, что подгоняет старый монтаж под новое озвучание. Можно будет переключать и слышать тех актеров и этих актеров.

С чем было связано приглашение новых актеров на переозвучание? С некоторыми актерами понятно, а для чего необходимо было переозвучание Нийи. Потом, там Харатьян приглашен был-


Хочу сказать принципиальную вещь, что сама Нийя, то есть Лена Метелкина, когда она посмотрела недавно готовую копию. Я ужасно волновался, что она будет расстраиваться, как сделан ее голос. Она сама сказала, что...


Да, Люба Германова ее озвучивала - что совершенно правильно ее переозвучивали. То чего она не могла, за счет того, что она не актриса, добиться в первой версии, то, собственно, мы смогли сделать здесь. Причем, самое смешное, когда мы жили в Советском Союзе, понимание сексуальности было аморальным.


Она хотела иногда добавить в голос шарма, звукорежиссер дядя Боря Барышков говорил: "Нельзя! Ты можешь дружить, ты можешь помогать человеку. Но не любить. Это аморально". Потому в первой версии девушка Нийя была таким щебечущим голосом и нихрена там от женщины не было вообще. А когда я начал восстанавливать картину, я понял, что это надо. Во-первых, это в истории заложено. Заложено нежное отношение между Степаном и Нийей. Нельзя сказать, что это была Большая Любовь, но были нежные человеческие отношения. И когда Люба Германова начала работать именно с этими красками, получилось здорово. Поэтому я и пригласил других актеров. На Нийю пригласил совершенно другую актрису специально.


Улдиса Лиелдиджа (Сергей Лебедев) Игорь Тарадайкин озвучивал. Он и в первой версии себя не озвучивал, потому что он из Прибалтики. Все время немцев проклятых играл. По этому в принципе его га-ва-а-рок - он не мог быть русским парнем. Поэтому его Игорь Тарадайкин озвучивал тоже прекрасно. С Димой Харатьяном и Алексеем Серебряковым получилась такая вещь. Не было изначальной мысли приглашать этих актеров на озвучание ныне здравствующих Лазарева и Щербакова. Со Щербаковым была проблема. Я услышал его в телевизионной передаче. У него очень повзрослел голос. То есть на него 35-тилетнего не ложится он никак. То есть он хорош для его сегодняшнего, заматерелого такого, но - Его совершенно озвучил Серега Быстрицкий. Лазарева озвучил Алексей Серебряков. Лазарев не смог себя озвучить просто по болезни. Блестяще Леха его озвучил. Я знаю, что он хороший актер, но что, что он так потрясающе владеет всеми драматургическими красками в голосе, настолько глубоко сделал роль - просто чума. Михайлова озвучивал Дима Харатьян. У Михайлова физически не было времени. Вот и вся история. То есть не было никаких страшных драматических криков.


Все были готовы работать, если бы была такая возможность.

- Да, если бы физически была такая возможность. У нас были очень жесткие сроки, поэтому естественно не могли ждать.





















С чем были связан такой жесткий график работы?


Та картина является государственным проектом. Мы вообще обязаны были закончить ее в апреле. Но поскольку не было для выпуска в апреле никакого финансирования. То есть обвалились все финансовые договоренности. Но мы были обязаны произвести этот проект в этом финансовом году. Это связано с 40-летием запуска человека в космос. Под это Госкино дало пленку, какие-то премьерно-праздничные дела. Под это все было завязано.


Что касается музыкального оформления. В первом варианте звучала музыка, созданная синтезатором. В этом варианте что с музыкой?


Понятно, что в этом варианте она написана вся из сэмплов каких-то живых. Рыбников-младший написал все, партитуру заново. Честно все отработал. Здесь никаких фокусов.


А новая российская фантастика? Что с ней?


Сейчас?

Да


Ну, что задавать вопрос. Как это. В полном говне. ОРТ сейчас снимает сериал, но это фэнтези. Там с пришельцами, разрушенная Москва. Но фэнтези - это совсем другое. Я знаю, что Юра Мороз, когда у нас погибло русское кино вообще, снял фэнтези. Это было "Подземелье ведьм". И еще. Понимаешь, у нас же вообще не было ничего.


Когда я этот проект затевал, мне говорили: "Ты чего! Сбрендил? Людям есть нечего, а ты со своей фантастикой. Боевик давай!". Киллер. (Смеется). Естественно, это же миллионы долларов должны быть. Поэтому никто никогда не думал о том, чтобы это начинать. Это сейчас началась тенденция, что кино должно быть дорогое. Будем снимать.


То есть какие-то планы-наметки присутствуют?


Знаешь, есть одна простая формула: Для того, чтобы сделать, нужно сделать. Мы же сами сейчас совершаем запуск. Говорим о том, что мы начинаем. Нам не надо никакое Госкино, разрешения какого-нибудь дяди. Мы просто говорим "Начинаем снимать кино", и начинаем. Сколько лет на этой уйдет - не знаю, но то, что начинаем - это очевидно.


А с "Москвой-Кассиопеей", это когда руки дойдут, деньги будут-


Нет. Мы совершенно точно в следующем году - в январе-феврале - выпускаем DVD. Это будет пакет из трех фильмов "Москва-Кассиопея", "Отроки во вселенной" и "Через тернии к звездам". На кино если будут деньги, то на кино мы "Москву-Кассиопею", надеюсь, сделаем. Как будет с деньгами.


Откуда взялась идея по восстановлению этого фильма?


Да ниоткуда. Ха. Сидели, то есть точно так же, как мы начали сейчас производство продолжения "Терниев". Мы сидели с моим другом и однокурсником Михаилом Косыревым у него в квартире. Традиционная московская история. Мы не выпивали алкоголь. Мы только готовились. Но подумали, а что бы нам такого великого совершать в жизни? И он говорит: "А че ты. Вон Спилберг "Челюсти" сделал сейчас. Офигеть!" У него DVD дома есть.






















Он мне показал "Челюсти" новую версию. Классный звук. Спилберг не переделывал картину в принципе. Он только положил новый звук. Все. Очень здорово. И тогда мы сели-пригорюнились, что у нас это никак не получается. А потом подумали, а хрен ли мы. Давай мы тоже попробуем. И попробовали. То есть не было никакого, понимаешь ли, долгого настроя.


В новую версию вошли какие-то сцены, которых не было в старом фильме


Не сцены. Кадры, которые мы доделали и досняли, которые, в принципе, подразумевались в картине. Они не были тогда сделаны. Сейчас есть летящая в космосе "Гайя" - взорванный корабль инопланетный. Она не была сделана хорошо комбинаторами, и отец не вставил ее в картину. Тогда не был снят космопорт, потому что не придумали, каким образом его можно сделать. Снаружи я имею в виду. Внутри он был, снаружи его не было. Сейчас мы сделали и его. То есть там какие-то детали. Вода, например, специальным образом заново нам нарисована. Просто заново, потому что в картине она неудачно снята была. Биомасса дорисована. Причем, не сделана новая, принципиально, а доведена. Потому что внутри биомассы, на самом деле, внутри были люди, немного. И в старой версии этих людей уж слишком сильно было видно. Мы просто сделали так, чтобы этих людей не было слишком видно.


То есть, руки там вылезают-


- но непонятно, что это руки такие откровенные. Там теперь щупальца. Немного осовременено. Стало немного более похоже на биомассу, какая она должна быть, не более того. Вообще, фишка фантастики заключается в том, что все должно быть максимально реально. Главное все оправдать. Биомасса была настоящая. В принципе, в стандарте она была, и можно было ее не изменять. Но ее сделали еще более достоверной биомассой.


Что касается рабочих материалов. Были какие-то сложности с поисками материала.


Это скорее была работа продюсера Миши Косырева. Мы много ездили и искали. Были моменты, когда приходили, действительно, в полное отчаянье. Было такое ощущение, что картина была специально кем-то уничтожена. На самом деле я надеюсь, что она была уничтожена временем Советского Союза, как практически была уничтожена в большинстве своем культура в Советском Союзе.


Собственно, такая же участь постигла и эту картину. И мы нашли лаванду - это дубль-негатив для печати копии - по-моему, французскую. В Совэкспортфильме сохранилось то, что предназначалось для показа заграницей.


Но его ни посмотреть, ни сделать с ним ничего нельзя. Может быть когда-нибудь, если у кого-то возникнет идея такая, будет технология такая в другом веке, что можно будет этот негатив заново восстановить, но сегодняшними средствами никак.



И в новой версии все ярко-сочно...


О! Это красота неимоверная. Это просто классно. Забавно, что возникли технические комбинированные штучки, которых не было видно из-за плохого качества пленки раньше. И мы не подозревали, что они есть. Когда мы печатали копию на Kodakе, оказалось, что у летающей тарелки существуют- троссики, на которых висят макеты. Я был потрясен. Макет, висящий на расстоянии 40 метров. Макет сам небольшой, а троссики, у них диаметр одна десятая миллиметра. Металлический. То есть он настолько тонкий, что его так-то глаз не очень увидит. В результате, хорошая пленка Kodak показала. (смеется) Но сейчас, уже, конечно ничего не поймаешь, поезд уехал. Неожиданный ляпсус.


А почему бы и нет.


Да, ну с сегодняшней стороны мы можем рассказать, что это была задача художника, чтобы истории осталось ясным, как советские кинематографисты делали достоверные макеты летающих тарелок. Вот так (смеется).






















 




Старый фильм шел в прокате по всему миру?


Конечно. Показ шел в 30 или 40 странах. Ну, естественно, тогда же был СЭВ. По всему СЭВу автоматически это шло. В Америке у нее был свой покат с собственным названием "Женщина-гуманоид". В Италии она получила "Серебряного Астероида", тоже был прокат. В каких-то странах, о которых я и не слышал, тоже. Много было всего. В Новой Зеландии не знаю, был показ или нет.


И наши актеры, Ледогоровы, не стали узнаваемыми на улицах.

(Мы уже смеемся вместе, но грустно как-то.)

Кстати, почему уехали Ледогоровы?


Можно им написать письмо и спросить. История, которая была - это не тайна. Очень много людей уехало у нас в начале 90-х годов, когда Советский Союз закончился, и было время без времени. Серое такое. У меня от этого времени осталось воспоминание такого постоянного пасмурного дня. Даже хуже, чем семидесятые, честно говоря. Исключительно. Ты знаешь, была такая жуткая атмосфера равнодушия. Мы все ходили на демонстрации, "За новую Россию", все дела. Но равнодушие было жуткое и Дима Ледогоров был очень творческим человеком уже здесь, работал режиссером на радио, работал в Пушкинском театре. Но все время было ощущение, что всем наплевать на то, что он делает. В результате это равнодушие и убило его здесь. Просто плюнул и уехал. Вот и все. А отец уехал вслед за ним, просто к семье. Все остальные актеры, что еще живы, они все здесь.


Уже когда мы расставались, Николай поведал мне правду о сюжете со съемками обнаженной Нийи на пляже в Ялте. "Мы на пляже турнир устроили с Эллой. Она была офигительный фотограф совершенно, но ей бы уже где-то сороковник, а я подростком был, увлекался фотографией". Они фотографировали друг друга. На Николае были плавки, свободные, не обтягивающие. На взгляд фотографа, шов на плавках походил на эрекцию. Это было забавно, поэтому Элла постоянно снимала Николая чуть ниже пояса. Это был забавный момент, эрекции никакой не было. В общем, все остальное додумал уже Алексей Васильев (журнал "Афиша").

Сцена с фотографированием на пляже была изящно сплетена с попавшими на тот день съемками сцены купания Нейи, той самой, что не вошла в новую версию картины. Так что, господин Васильев, это был шов. Просто шов. Как говорил дедушка Фрейд, иногда сны - это просто сны.



Александр Голубчиков [Темы.ру]




Следующая

Комментарии посетителей (0)
 
Чернильное сердце
Корнелия Функе, будучи "самой влиятельной немкой в мире" по мнению авторитетного Times, удружила Голливуду удивительным...
Знамение
Алекс Пройас до "Знамения" был чрезвычайно добр с человечеством, можно даже сказать, удручающе мягкотел. Пока более серьезно...
Марли и я
Кино "Марли и я" сделало невозможное - заставило с опаской относиться к четвероногим друзьям. И ладно бы каким-нибудь жутким...
Copyright © RIN 2004-.
Rambler's Top100