Кино > Интервью > подробно

Интервью

Ухо должно быть меньше головы

В канун своего 55-летия Никита Михалков был в прекрасной дискуссионной форме



- С премьеры "Сибирского цирюльника" прошло больше года. Фильм посмотрели почти все, кто хотел, отшумела критика, сказали свое слово зрители. Изменилось ли в результате публичного обсуждения авторское восприятие этой работы?


- Пожалуй, нет. То, что мне в картине нравилось, продолжает нравиться; то, что получилось хуже, чем я хотел, таким и осталось. Мало кто смотрел картину так, как я. Одни нашли в ней то, чего там заведомо нет. Другие не нашли того, что хотели бы видеть. Были упреки, что я не изобразил голодных рабочих, не показал, как зреет революция. Но я не стремился показать все. Про русский бунт снял Прошкин, про рабочих - Панфилов, а я делал кино не об этом. Хотя кто-то из критиков увидел точные вещи. У меня были дичайшие проблемы с монтажом. Представь себе, ты расписываешь фреску, выписываешь ухо, чувствуешь, что это гениально, а потом отходишь от стены и видишь, что оно больше головы! Изменилось другое - статус фильма, который уже 17 месяцев не сходит с экранов, причем некоторые регионы по четвертому разу возобновляют лицензии на показ. На сегодняшний день мы побили все рекорды нынешнего проката.


- Рекорды любят цифру. Как мне сообщили в "ТРИТЭ", "Цирюльник" собрал в России, не считая Москвы, чуть больше миллиона зрителей. В пересчете на весь мир это значит, что по самым оптимистичным расчетам, картина не окупила собственного бюджета, не говоря о накладных расходах.


- Я никогда не говорил, что мы вернем все 45 миллионов долларов, которые она стоила, но мы и не должны их возвращать. Если бы ее бюджетом располагали мы, она бы обошлась вдвое дешевле. Но французский продюсер хотел потягаться с Голливудом. Я его не осуждаю, так как все эти траты производились из западной доли. Мы отвечаем за наши 10 миллионов, и продолжаем выполнять наши договорные обязательства.


- Но если картина самого популярного российского режиссера все-таки не способна возместить денег, затраченных на ее производство и прокат, на что можно рассчитывать другим крупномасштабным кинопроектам?


- Если бы не была разрушена прокатная сеть, при тираже в две с половиной тысячи копий наш фильм бы "отбился" за два уик-энда и пять дней между ними, как в США Кэмерон со своим "Титаником". Мы бы собрали миллионов 70! Ведь все наши госзаказные блокбастеры - "Война и мир", "Фронт за линией фронта", "Освобождение" - отбивались в первые же недели проката после всесоюзной премьеры. При советской власти вообще не бьло ни одной убыточной картины.


- Прошу прощения, но это миф, который сложился потому, что никто из кинематографистов не учитывал расходов на содержание самих студий, киносети и Госкино. Что же до проката, то он сокращался по мере того, как уменьшался общественный интерес к кино, а сейчас по той же причине поднимается. Кстати, только что появилось обращение Марка Рудинштейна к Владимиру Путину, в котором заявляется, что российское кино гибнет потому, что "американские прокатчики захватили лучшие кинотеатры и не допускают прокат отечественных фильмов". Лексика и тон письма вполне воинственные. Что об этом думает председатель СК России?


- Борясь с исламским фундаментализмом, можно взять пять килограммов тротила и взорвать мечеть, а можно построить храм. Незачем отпугивать американцев, которые видят перспективность нашего кинорынка и готовы дать нам огромные кредиты на строительство кинотеатров. Мы должны заботиться о собственном производстве, чтобы наши фильмы боролись за нашего же зрителя с американскими. Я уверен, что наш зритель с наслаждением пойдет на хорошее отечественное кино. Нам нужно несколько масштабных проектов в год, сделанных по госзаказу, который не посягает на бюджет Госкино. Фильмы с простой и ясной идеей. Нужно культивировать понятие "наши", которое когда-то дискредитировал Невзоров. Это принципиальный вопрос. Не то народ будет смотреть американские военные фильмы, и думать, что американцы выиграли Вторую мировую войну. Я ничего против их картин не имею, они наши союзники, но не только они выиграли войну. А где наши новые военные фильмы с современными эффектами?


- А где найти режиссера, который осилит такой проект?


- Пусть кому-то покажется нескромным, но я - осилю...


- Это на "Цирюльнике" мускулы заиграли?


- Еще как! После тех относительно камерных картин, которые я снимал раньше, управиться с массовкой в 6000 человек=- то же, что после командования ротой совладать с армией. И не один я на это гожусь. Что, Балабанов не осилит такое кино? Дайте государственный заказ - выполним, и ничего в этом зазорного нет. Люди хотят видеть себя в кино, плакать над собой, посмеиваться над собой и гордиться "нашими". В чем причина успеха "Брата-2"? В том, что он ответил на потребность в герое, чьи истоки не в Америке, а в нас самих, в нашей жизни, истории, культуре. В том, что на экране, наконец, лупят не нас, а мы. И не друг друга, а "их". Вот и все. Не надо изобретать велосипеда. А что такое "Сибирский цирюльник"? Абсолютно традиционная картина, сделанная по самым старым рецептам американского и советского кино, просто с другой начинкой.


- Что ж, госказаз, как к нему ни относись - задача разрешимая, равно как и задача увеличить приток частных средств в кино. Но мне кажется, что съезд кинематографистов поставил перед руководством СК задание вроде того, что получил Ятим в "Утомленных солнцем" - "Пойди туда, не знаю куда, возьми то, не знаю, что". Я имею в виду задачу взять Киноцентр в свое управление и перераспределить доходы от него в пользу СК. Тяжбе уже 8 лет, а конца не видать...


- Чтобы проблема Киноцентра была решена пользу СК России, мы должны иметь единый Союз кинематографистов России. А у нас два Союза - СК России и СК Москвы, чьи партийные бонзы нам противодействуют. Если бы МСК не вел подрывной деятельности, не кричал, что Михалков узурпатор и диктатор, который хочет подмять под себя Союз, нам было бы легче справиться с этой задачей.


- Если бы люди говорили так про меня, я бы призадумался, правильно ли я живу...


- Кто это говорит? Кто эти люди? Что они сделали в кино?!


- Кое-что сделали, но в данном контексте это неважно. Важно, что говорят, а не кто говорит.


- Послушай, ты же сам свидетель того, что я делаю в Союзе. Ну, скажи мне - у кого я что-то отнял?! Кому недодал? Кого заставил что-то делать помимо его воли?


- Дело не в личных счетах, а в недовольстве стилем руководства. В любом случае разрешимость проблемы Киноцентра не имеет отношения к идейно-организационному единству СК.


- Если наши юристы скажут, что дело безнадежное, я с облегчением сброшу с себя эту тяжбу. Не я же проморгал, как у СК России увели его собственность!


- О чем речь, о законе или о справедливости? Если это юридический казус, при чем тут высокие слова, апелляция к общественному мнению, обращения к власти, чтобы она вмешалась в этот конфикт? Пусть решает суд...


- Я считаю, что при разделе имущества СК СССР была нарушена справедливость. Все союзные республики получили в собственность все то, что было на их территории - кроме нас!


- Вопросы справедливости следовало бы обсудить с бывшими коллегами по СК СССР. Вы же все друзья или близкие знакомые: Никита Михалков, Рустам Ибрагимбеков, Эльдар Шенгелая... Что мешает?


- Клянусь - не знаю. Мне было очень трудно сохранить отношения с Рустамом - столько людей пыталось нас из-за этого поссорить! Но я ему сказал: "Что бы там ни было, от меня никто не услышит о тебе ни одного дурного слова". Он сам мне говорил, что мечтает о разрешении этого конфликта: "Если вы можете это забрать - заберите!". А уж если бы у меня кто-то забрал эту головную боль! Но пока на мне это висит - я буду добиваться передачи Киноцентра нам. Это не вопрос престижа и не только вопрос справедливости. Киноцентр - единственный источник дохода СК, и этот источник должен быть стабильным, а его мощность соразмерна его возможностям и нашим потребностям. Я хочу только одного - чтобы на эти средства могли относительно безбедно существовать наши старики и чтобы могли начинать молодые. Среднее поколение должно само о себе заботиться: Союз - не собес. Кто знает, как живут люди, чьи имена когда-то были у всех на слуху, а лица знакомы каждому прохожему? После приема по личным вопросам я выпиваю стакан водки, чтобы прийти в себя от того, что мне рассказывают. От того, что у инвалида нет пятисот рублей на лекарство. От того, что человек просит поселить его в Дом ветеранов всего на 18 месяцев, потому что врачи ему сказали, что больше он не проживет! И справку показывает, что неизлечимо болен... И после этого мне еще говорят о кинематографическом братстве!


- Братья по соцлагерю говорят, что на Украине и в Грузии тоже есть бедные старики, которые живут на эти проценты...


- Но я же не требую отдать нам все! Я говорю - дайте нам это в управление, и вы будете получать больше, чем имеете! Но хоть кто нибудь из них меня услышал?


- Вот теперь вернемся к проблеме недоверия и недовольства: "Мы ему дадим, а он..."


- Что я?! Все, что я создал, я создал без помощи СК. Я десять лет в глаза не видел этого Союза и пришел в него от стыда от того, что с ним стало. Я принес сюда все свои возможности, ничего не украл и только вложил. В какой корысти, в каком властолюбии, в какой недемократичности меня можно обвинять?


- Ты не демократ, поскольку монархист, не властолюбец и не корыстолюбец, а честолюбец. Для Никиты Михалкова важно признание коллег, а избрание председателем СК означает, что он его получил в максимально полной мере, не говоря уже о том, что взял реванш за съезд 1986 года, когда те же люди не избрали его даже в правление.


- Признание для меня важно, но признание зрителя и никого другого. Я пришел сюда, чтобы что-то сделать. Наша команда работала, как сумасшедшая, чтобы привести в порядок документы, удержать уплывающую собственность, сохранить Дом ветеранов. И мы это сделали! А теперь я хочу создать механизм, при котором было бы абсолютно неважно, кто руководит союзом. И в чем же мой недемократизм?!


- В том, что отменен пункт устава, запрещающий человеку находиться на посту председателя СК более двух сроков подряд. В том, что уничтожена система представительства, согласно которой делегаты на съезд избирались - один на десять членов СК. В том, что правление, по сути, назначено, а не избрано...


- Да, я нарушил эту систему. Потому что именно она привела к тому, что стало с Союзом. И почему мы не можем собраться вместе и поговорить напрямую безо всяких делегатов?! Это ли не демократия?!


- Демократия - это законная процедура, при которой я кому-то делегирую свой голос и предоставляю защищать свои права, а не митинг, куда собираются все, кто смог придти, и который управляется по законам толпы.


- А я никому не обещал, что будет по старому. Новые обстоятельства требовали новых решений. И время показало, что ничего плохого в них нет. Необходимость реструктуризации кинематографа была очевидна. Проводить преобразования со старым правлением было нельзя. А при той системе выборов в правление вошли бы все те же люди из тусовки Дома Кино, которые уже не могут и не хотят воспринять ничего нового. И мы бы не смогли ничего сделать.


- Народ призвал царя. Царю мешала косная боярская Дума, и он обратился к народу. Народ закричал: "Ты наш отец!" и изгнал бояр из Думы. Бояре сосредоточились в Доме Кино и стали хулить царя. Знакомый сюжет. Закавыка в том, что Союз без бояр, то есть знатных кинематографистов - не Союз, а собес.


- Но меня-то вы избрали по старым правилам! Я поставил свои условия, при которых только и мог сделать то, для чего вы меня призвали. Вы с этими условиями согласились. Но если вы не хотите, чтобы Михалков вводил что-то новое, то на кой черт вам Михалков? А если вы хотите, чтобы я был на этом месте и играл по старым правилам, то вам нужен не я!


- Можно цивилизованно поменять старые правила и играть по новым.


- Играть по новым правилам с прежними людьми нельзя. Потому что они не примут этих правил. Потому, что согласно этим правилам люди должны делом доказывать свое право на место под солнцем. А эти уже ничего не способны делать. Они столпились у кормушки и никого к ней не подпускают. Почему Сергей Овчаров снимает на немецкие деньги, а здесь ему работы не дают? Потому, что он далеко от корыта и не умеет толкаться. А я хочу сделать так, чтобы к нему приходили и говорили - на тебе деньги, работай на благо Отечества! А при старой системе в правление выберут тех, кто известен и будет озвучивать интересы кланов, кто московского, кто - питерского...


- Это и есть демократия - когда одни представляют в правлении интересы других.


- Зачем нужна такая демократия, при которой Союз идет ко дну?! При которой в руководство избираются одни и те же люди, доказавшие свою неспособность управлять?


- При той демократии, которая была в СК, правление иногда перетряхивали. На том же V съезде в 1986 году, когда в него не переизбрали 30 киногенералов...


- И чего добились в результате?


- Свободы.


- А как воспользовались добытой свободой?! Еще Грибоедов говорил: "До чего мы, русские, легко завоевываем пространства и как бездарно их используем!".


- Свобода - сама по себе величайшее благо, а то, что люди не умеют им пользоваться - не аргумент против нее.


- Я говорю о той организации, которая устроила V съезд и произвела революцию в кино. Что с ней стало? Добилась она расцвета кинематографа, ради которого все это затевала?


- Некорректный вопрос. А ваша команда - добилась?


- Того, что мы сделали, и о чем я уже сказал, достаточно, чтобы не считать это время бессмысленным и вредным. А если бы нам при этом помогали братья-кинематофисты, результаты были бы заметнее.


- Когда строят, учитывают сопротивление материала. И число палок в колесах.


- Я не жалуюсь на сопротивление. И никогда не жаловался. Когда все стали кричать, что их притесняли, я не говорил, что "Родню" три года держали на полке. А выпустили только потому, что я отправил на "Мосфильм" телеграмму, что не вернусь из Америки, если мне выставят еще сто поправок! И, если говорить обо мне, то я с 1986 года кое-что построил. Создал "Тритэ", восстановил после пожара Фонд культуры, снял "Ургу", "Анну с 6 до 18", "Утомленных солнцем", "Сибирского цирюльника", десять серий о русской живописи для телевидения. Потому, что ничего не крушил, а шел в рамках своих представлений о жизни. Меня не озлобила вся эта кампания, что началась после съезда и после "Сибирского цирюльника"...


- Когда началась послесъездовская критика, ты был очень зол. Мне же первому и перепало.


- Извини, если был резок. Но теперь ты убедился в том, что я не питал злодейских замыслов?


- Я никогда о них и не писал, хотя иначе смотрю на вещи, чем руководство Союза, в котором состою. И мне кажется, что с некоторого времени председатель СК стал прислущиваться к другим мнениям. Один из примеров - недавнее совещание с прессой по поводу ММКФ. Отсюда последний вопрос, связанный с тем, что я задал в самом начале. Что-то изменилось за эти годы?


- Может быть... Я даже понимаю, что - меня успокоило то, что "Сибирского цирюльника" приняли зрители. Если бы при такой критике еще были пустые залы, это было бы бедствие. А при столь сильной зрительской поддержке я почувствовал уверенность в себе и в том, что мы идем правильным путем. В конце концов смысл и значение того, что ты делаешь, заключается только в одном - нужно это людям или нет.



http://www.film.ru/
Следующая

Комментарии посетителей (0)
 
Немыслимое
Несколько прямолинейный, но все же выдающийся камерный триллер от создателя прошлогодних 'Информаторов'. За полтора...
Легенды ночных стражей
Знаменитая детская писательница Кэтрин Ласки очень сильно любит классического 'Короля льва' - та одержимость, с которой...
Монстры
Оказавшись вне контекста, можно почувствовать себя нагло обманутым. 'Монстры' от чрезвычайно многообещающего дебютанта...
Copyright © RIN 2004-.
Rambler's Top100