Кино > Интервью > подробно

Интервью

Три улыбки натощак. Алла Сурикова о том, почему она не устает смеяться

В Великом Новгороде Россию звали улыбаться - шел фестиваль комедии. Прибывший из Москвы актерский десант не только народ веселил, но и сам оттягивался. Фестиваль станет традицией - первый за многие годы случай на отечественном кино вдоволь посмеяться. Новгородцам понравилось, остальные завидуют, серьезное дело. О нем - разговор с Аллой Суриковой, которая в перерыве между постановкой фильмов поставила город вверх тормашками.


Приколы и проколы


- Почему - Великий Новгород?


- Новгород - красивый город, есть что гостям показать. К тому же я там снимала свою первую картину "Суету сует", так что город мне не чужой. И там губернатор с чувством юмора - Михаил Прусак. Для меня он стал главным открытием фестиваля. С чувством юмора и без охраны! Впервые вижу чиновника такого уровня, за которым не ходят несколько лбов, никто не сверлит тебя стальными глазами и не ощупывает сверху донизу, хотя, может быть, сейчас это было бы не так уж плохо.


- Самый большой прикол фестиваля?


- Замминистра культуры Дементьева. Прихожу в новгородский Киноцентр, и меня по случаю юбилея хлебом-солью встречает фольклорный ансамбль. И вижу я в ансамбле этом очень знакомое лицо - в сарафане и в ушах две берестяных плошки, которыми мы щаменили аккредитационные удостоверения. Это и была Дементьева. А самый большой прокол фестиваля был у Данелии, которому, опять же по случаю юбилея, подарили фишки для казино, и он их тут же все спустил. Побежденных у нас не было - все получили красивые берестяные грамоты. А те, кто внес вклад в развитие кинокомедии, - Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Наталья Крачковская, Леонид Куравлев, Виктория Токарева - получили в качестве приза кривое зеркало. А на закрытии фестиваля призы получали победители зрительских конкурсов на лучшую идею кинокомедии, лучшего киномана-эрудита и лучшего режиссера-комедиографа. ВсT делалось на голом энтузиазме. Бесплатно оформлялись призы, Никита Богословский бесплатно написал песню "Улыбнись, Россия!" на бесплатные слова Бориса Дубровина, ее бесплатно спел Дима Харатьян и записал на частной студии Андрей Борин. А премьером фестиваля был Коля Караченцов. Нам не хотелось худруков или президентов, а в слове премьер есть что-то театральное, правда?


- А что это был за конкурс на лучшую идею?


- На идею комедии. Организовать его по-настоящему не успели, но жизнь подкинула смешной сюжет "Как Николай Караченцов поезд догонял". Коля в Москве из-за пробок опоздал на поезд и стал догонять его на машине. Три раза почти уже догнал. Я даже сорвала стоп-кран - но не помогло: проводница была на страже, и поезд опять уехал. Только часа в три ночи он нас догнал. Мы его накормили, напоили, спать уложили, а поезд приходит в шесть утра. Караченцов после этого случая так и сказал губернатору: если хочет, чтобы в Новгороде был фестиваль, пусть сдвигает расписание поезда - чтоб люди и не опаздывали и выспаться успевали.


Кривое зеркало


- Почему символом фестиваля стало кривое зеркало?


- А - смешно.


- От искажения действительности?


- Именно. Понимаешь, что бывает еще хуже.


- Ну, а если и действительность кривая? И зеркало ее выпрямит?


- К сожалению, оно не такое всеобъемлющее - видишь только собственную физиономию. Кривое зеркало - улыбка над собой. Разные ведь бывают улыбки. Если хочешь заставить человека улыбнуться, годится очень многое - от шлепка по заду до высоколобой шутки с тройным дном. В идеале такой - трехслойной - и должна быть кинокомедия. Одни засмеются, потому что этот ударил, а тот упал. Другие - потому что увидят в этом намек на политическую систему. Третьи почувствуют в невозмутимости упавшего этакое философское отношение к жизни. Но такого кина практически нет. Какие-то его элементы можно найти в "Осеннем марафоне", в "Не горюй", в "Берегись автомобиля"...


- А в ваших фильмах?


- О себе не говорю, пусть лучше поищут другие. Но вот сейчас заканчиваю сериал "Идеальная пара" по сценарию Александра Лапшина и, сдается мне, там что-то есть. Я не очень люблю сериалы, которые у нас делают. Смотришь - думаешь: "Ну что же так плоско-то?". С другой стороны, понимаешь: трудно проявить второй план за один съемочный день и за две копейки бюджета. Но у нас собралась очень хорошая команда, да и снижать планку нельзя - делаю так, как привыкла. Правда, сценарий был, по телевизионным стандартам, длинным, пришлось сильно порезать. И боюсь, могут потеряться какие-то важные ниточки - их просто не успеют заметить.


- Лирическая комедия?


- Авантюрно-ироническая. Десять серий.


- Идеальная пара - конечно же, два мошенника?


- Не только. Они еще и любовники.


- Ага, "Бонни и Клайд"!


- Скорее так: она - Робин Гуд в юбке, а он - "сын Деточкина". Играют Александр Балуев и Алла Клюка. Наш композитор Владимир Дашкевич сказал, что получилась смешная история, но - очень грустная. Если так, то это мечта каждого комедиографа. Если есть возможность в комедии погрустить, значит - есть второй план.


- О чем кино?


- А я не знаю. Есть критики, они скажут. А я или соглашусь или нет.


- Вы сейчас с севера. Не показалось, что пока мы тут в столице предаемся апокалипсисам, Россия продолжает жить интересно и даже обнадеживающе?


- Не скажу за всю Россию. Но вот студенты мои снимают картины о провинциальных музеях и много ездят: Карелия, Сургут, Иваново, Тольятти, Шушенское... вы давно были в Шушенском? Ну вот. Мы же страны не знаем! Кругом возникают настоящие очаги культурной жизни - причем стихийно и на голом энтузиазме. Студенты приезжают вот с такими глазами.


Смейся, паяц...


- Отчего же тогда комедия исчезла? Фильмы стали мрачными, угрюмыми. Даже те, кто умели смешить, делают это через силу.


- Основания для угрюмства, конечно, есть. Хотя не думаю, что раньше проблем было меньше. Что меньше убивали. Скорее - больше. Просто делалось это тихо-тайно. 37-й год весь перешептывался. А пресса была лучезарна, и в кино шла "Волга-Волга". Народ в массе просто не знал, что у нас людей уничтожали. Сейчас наоборот - раздувается каждый слух, уже не говоря о реальных случаях. Я сопротивляюсь, как могу - наверное, такая внутренняя установка. Может, во мне живет ощущение... миссии - слишком громко звучит? Но что-то в этом роде.


- "Смейся, паяц, над разбитой любовью?" Смех как призвание и социальная роль?


- Когда меня спрашивают, сделаю ли я однажды серьезное кино, отвечаю: не дождетесь! И не потому, что не могу. На самом деле сделать серьезное намного проще - с хорошим оператором, по хорошему сценарию, с многозначительными паузами. Получится вполне фестивальное кино, можно пробиться в Берлин или Торонто. Комедию сымитировать невозможно, но ей дорога на фестивали заказана. Даже на фестиваль женского кино во Франции, где показывают фильмы только рыдающие, про таблетки и аборты, и все жутко несчастные. А если и пригласят, то ничего не дадут. Вот Данелию позвали в Выборг с "Фортуной" - прелестный, умный, светлый фильм. И ничего не дали. Это - позиция. Поэтому я и сделала фестиваль "Улыбнись, Россия!" - комедию надо поддержать!


Счастливый шоппинг


- В "Человеке с бульвара Капуцинов" есть номер с Мироновым - настоящий мюзикл. Стало ясно, что музыку вы знаете, любите и чувствуете - редкое в режиссуре качество.


- Я недавно говорила в Госкино: пришло время мюзикла. Там согласились, но сказали, что это слишком дорогое удовольствие. А попыток у меня было несколько. Дипломная картина "Лжинка" - мюзикл. Потом был мюзикл-авантюра - пробы к фильму "Игра воображения", но его в конце концов снял Пташук. Маленький мюзикл для "Ералаша". Номер из "Человека с бульвара Капуцинов", который по жанру выбивается из фильма, но Андрею Миронову очень хотелось сыграть мюзикл, и я не могла ему отказать. Музыкальный клип "Леди Гамильтон" с Олей Кабо и Колей Караченцовым. И рекламный фильм про счастливый шоппинг. Там у меня кто только не играл - Фарада, Шукшина, Ермольник, "нанайцы", Ромашин, Пашутин... Музыку про шоппинг написал Крылатов, а припев был такой: "Мы в шопе, тарарура, мы в шопе!". Я объясняла заказчикам, что это запоет вся страна. Но они испугались. Так что теперь там поют: "Игра-айте, тарарам". Ну и ладно.



http://www.film.ru/
Следующая

Комментарии посетителей (0)
 
Квант милосердия
Люди с привычкой использовать тонкие и хрупкие инструменты для выполнения грубой физической работы никогда не получат...
Город Эмбер: Побег
Для зрителей какого конкретно возраста предназначается 'Город Эмбер', наверняка смутно представляет себе даже режиссёр...
Мадагаскар 2
Замечательный олимпийский лозунг 'Быстрее, выше, сильнее' замечателен ровно до той поры, пока его не начинают истолковывать...
Copyright © RIN 2004-.
Rambler's Top100