Кино > Интервью > подробно

Интервью

Карен Шахназаров: 'Нет своей идеологии - будем заимствовать чужую'

Известность пришла к нему в начале 80-х, когда на экраны вышел его фильм "Мы из джаза" - веселый, нежный, чуть ностальгический. Потом были "Зимний вечер в Гаграх", "Город Зеро", "Цареубийца", "День полнолуния", "Яды, или Всемирная история отравлений"... Есть расхожее мнение, что каждый режиссер всю жизнь снимает один фильм. Если это правило, то Карен Шахназаров - исключение из него, слишком сильно его фильмы отличаются друг от друга по стилистике, по настроению. Пятый год Шахназаров возглавляет киноконцерн "Мосфильм", крупнейшую киностудию страны. При этом умудряется снимать кино.

- Карен, коль скоро вы возглавляете государственное предприятие, самую мощную киностудию страны, вас можно назвать государственным мужем. Значит, можете ответить на некоторые вопросы о связи кино с государством. Известно, например, что решено существенно увеличить бюджетные вливания в кинематограф. А почему именно в кинематограф - не в театр, к примеру, не в оперетту?

- Я, честно говоря, подозреваю, что и театр не обижен судьбой. А кино... Наверное, пришло понимание того, что кино само по себе важно для существования государства.

- Иными словами, кино - искусство идеологическое.


- Конечно, это идеология. Мы долгое время это отрицали, боялись самого слова "идеология", но ведь если нет своей идеологии - значит приходится заимствовать чужую. Это как армия: не хотите кормить свою, кормите чужую. Идеология - это часть существования государства. Не знаю, хорошо это или плохо, но это факт. Если мы хотим сохранить свою идеологию, мы должны ее...

-... подкармливать?


- В определенном смысле - да. И кино в этом плане очень важно. Поэтому и решили увеличить финансирование кинематографа. Сейчас "вливания" в кино составляют примерно 50 млн. У.е. в год. Это совсем немного - в среднем на 50 не высокобюджетных картин. В маленькой Швеции ежегодно производится 40.

- В маленьком Гонконге - 600...


- Насчет Гонконга, честно говоря, не знаю. А что касается "Мосфильма", то мы вообще денег из бюджета не получаем. За последние 12 лет у государства не взяли ни копейки. Сами зарабатываем, в первую очередь за счет производства. Плюс продаем права на старые картины. Вот и все.

- Вернемся к вопросу госфинансирования. Нет ли здесь опасности возвращения к старым временам, когда хорошие, но не укладывающиеся в определенные рамки фильмы оказывались "на полке" либо их вообще не давали снимать. Но тогда было чисто идеологическое давление, а теперь к нему прибавится давление рублем. Не будешь снимать что надо - денег не получишь.


- Любое искусство - это и есть идеология. Поскольку вы явно отрицательно относитесь к коммунистической идеологии, вы все к ней и примеряете. Но христианство - это тоже идеология. Искусство Ренессанса - тоже идеология, оно базировалось на христианских сюжетах. Идеология - это наличие идей, вот и все. Искусство - часть мира идей. Априори в искусстве идеология уже заложена. Поэтому, конечно, если государство дает деньги на кино, оно выступает заказчиком. Что вас смущает? Микеланджело свою Сикстинскую капеллу писал с обнаженными фигурами. По заказу писал. А потом кардинал сказал: "Одень". И он написал одежду. Заказ есть заказ. Другой вопрос - во что это выльется. Но все равно - никто, кроме государства, денег не дает.

- А частные инвесторы?


- Ничего они не дают. А если дают, то тоже требуют того, что им нужно. Не надо опасаться насилия над художником - в конце концов, не хочешь снимать по заказу государства - не надо. Ищи другие деньги.

- Я не насилия боюсь, я опасаюсь другого. Кроме режиссеров (а многие из них за деньги будут снимать то, что требуется, лишь бы снимать), есть еще и зритель. Так вот, нет ли опасности навязывания зрителю того, что он будет смотреть? Согласитесь, постулат "кто не хочет, пусть не смотрит" - от лукавого. Зритель смотрит то, что ему показывают.


- По-моему, вы пытаетесь с ходу решать сложные философские вопросы. Боюсь, ни вам, ни мне не дано изменить то, что заложено в природе общества. Вы почему-то все время пытаетесь нынешнюю ситуацию сравнить с тем, что было в советские годы. Но тогда все было иначе - выбора не было, снимали только то, что можно было снимать. А сейчас - полная свобода выбора.

- Какая уж тут свобода, если, как вы сами говорите, частные инвесторы практически перестали вкладывать деньги в кино. Значит, опять кинематографистам на государство уповать. Более того - государство требует от министерства культуры определить приоритетные темы нашего кино. Я, откровенно говоря, всегда считала, что нет приоритетных тем, есть кино - хорошее и плохое. Кто будет определять эти самые приоритетные темы?


- Министерство культуры, служба кинематографии, наверное. Они будут решать, в какое кино надо вкладывать деньги, какое кино надо поддерживать, какое кино - точнее, на какие темы кино - сейчас наиболее нужно государству. В конечном итоге решает зритель. Вот мы сняли фильм "Звезда" - чистый, патриотический, так он себя полностью окупил, зритель его принял очень хорошо. Значит, нужно такое кино?

- Подозреваю, что кассовые сборы голливудской белиберды ничуть не меньше. Так что это еще вопрос, что нужно зрителю. Его-то как раз и не спрашивают.


- Это рынок. Согласен, в рыночных условиях искусство делать трудно. Но мы сами выбрали этот путь. Не вижу особых проблем.

- Есть специальный экспертный совет, который рассматривает заявки на господдержку. Он состоит из тех же самых "киношников". Имеет ли смысл говорить о его объективности?

- Экспертный совет будет меняться и теперь, как предполагается, будет состоять из госчиновников. А то, что он будет субъективен, - конечно, будет. Там же живые люди. Вы, когда пишете статьи, тоже, наверное, субъективны?

- Возможно. Но я ничего не решаю и денег не распределяю.

- А если бы вы сидели в экспертном совете, наверное, тоже давали бы деньги тем, кому сочтете нужным. Другого пока никто не придумал.

- Вот это и настораживает. Деньги-то государственные.

- Вообще-то я считаю, что этим вопросом должен заниматься кто-то один и этот один должен за все отвечать. Пока у нас заседает экспертный совет, пока они что-то между собой решают и никто ни за что в конечном итоге не отвечает, у нас и будет такое кино, как сейчас. Пусть даже этот один человек будет субъективен, но я хочу знать, с кем я имею дело. С одним субъективным человеком легче работать, чем с группой людей как бы объективных - у таких людей нет ни взглядов, ни принципов.

- Ну если вопросы финансирования искусства будут решаться единолично...

- Ничего не надо заранее бояться. Подождем. Может, все будет очень хорошо. Или очень плохо.

- Давайте немного о другом. Сейчас началось акционирование киностудий. Контрольные пакеты акций будут принадлежать государству?

- Насколько я знаю, да. Поначалу, по крайней мере. Но я, кстати, всегда выступал противником акционирования студий. Точнее, я не против акционирования вообще как механизма, но я считаю, что пока мы не знаем, к чему приведет акционирование киноотрасли, ни в коем случае нельзя акционировать такую студию, как "Мосфильм". Если в результате акционирования с ней что-нибудь случится, это будет катастрофой для отечественного кино, потому что здесь производится порядка 80 процентов всей российской кинопродукции. Для начала надо посмотреть, что даст акционирование другим, менее важным студиям - студии Горького, Ленфильму.

- Потренироваться сначала?

- А вдруг они расцветут, как альпийские луга? Тогда пожалуйста. Дураков нет, можно и за "Мосфильм" браться. Но риск слишком велик, в России, как показывает практика, в восьми из десяти случаев любое акционирование приводит к воровству и расхищениям.

- Что произойдет в результате акционирования с фильмофондами?

- Они остаются у государства. Другой вопрос, что, кроме как у "Мосфильма", ни у кого никаких фильмофондов уже не осталось.

- Как же вы удержались?

- Просто мы каждый раз продаем телеканалам право на один показ фильма и не продаем пакеты. С точки зрения сиюминутной это не так выгодно, как продать все сразу, с точки зрения стратегической - намного выгоднее.

- Сколько картин в год производит "Мосфильм"?

- В прошлом году мы выпустили порядка 40 фильмов вместе с телесериалами. Это не считая рекламы.

- И напоследок. Вы что-то сейчас сами снимаете?

- Собираюсь, вот сценарий лежит. Дай Бог, в январе приступлю.

- Что-то масштабное?

- С точки зрения постановочной - серьезное, не в трех стенах и не с тремя актерами. Ну и не "Титаник", конечно.

- На государственные средства снимать будете?

- 50 процентов государственных.

- Странно, по молодости вы больше снимали кино нежное такое, ностальгическое - "Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх"...


- Что ж, время идет. Хочется размаха, пока силы есть.

Екатерина Барабаш

http://film.ru/
 
Следующая

Комментарии посетителей (1)
 
Обещать - не значит жениться
Бесчисленное множество пересекающихся сюжетных линий, внушительный список разнокалиберных звезд, ироническое повествование,...
Тарас Бульба
Мастер режиссерского дела Владимир Бортко покорил сердца зрителей, сделав непревзойденную постановку 'Собачьего сердца'...
Ведьмина гора
Иногда поговорку "Выше головы не прыгнешь" хочется распечатать на какой-нибудь особо жёсткой бумаге (листы с 1-го по 1-й,...
Copyright © RIN 2004-.
Rambler's Top100